Комик вместо коуча | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Комик
вместо коуча

В бизнесе, как и в театре, нужны смелость и умение импровизировать.

Автор: Новаш Ирина

Комик вместо коуча

читайте также

Чего ждать бизнесу от 2022 года

Ярослав Глазунов

Как нанять больше суперзвезд

Майкл Мэнкинс

Как спасти от банкротства миллионы компаний по всему миру

Антонелла Моретто,  Джеймс Райс-мл.,  Федерико Каниато

Почему у вашей компании ничего не получается

Рон Каруччи

Мы поможем развить креативность и гибкость, преодолеть внутреннее сопротивление переменам, научим вас прислушиваться к людям и руководить командой» — обещают нам бесчисленное число методик, рецептов и тренингов. Но часто ли, даже пройдя несколько таких прог­рамм, человек освобождается от «зажима», начинает c легкостью высказывать неортодоксальные мысли и раздвигает границы возможного вокруг себя? Вряд ­­ли, ведь жаждущие открыть в себе новые грани по-прежнему отправляются в разного рода паломничества. Одни погружаются в атмосферу детского творчества, другие — тибетского монастыря, третьи — сложного искусства.

Есть ли связь между бизнесом и театром? Наверное, да, ведь и там, и там, чтобы добиться своего, нужны смелость и аудитория, способная ее оценить. Актеру — чтобы выйти на сцену и вступить в эмоциональный контакт с незнакомой публикой, лидеру — чтобы найти что-то новое и заставить людей в него поверить. Актер овладевает искусством слушать зал и импровизировать в театральной школе, но можно ли научить этому «обычного человека»? В труппе Second City (она появилась в 1959 году в Чикаго, в то время втором по величине городе США после Нью-Йорка) комичес­кие актеры работают на живом контакте со зрителями и постоянно импровизируют. И хотя все знают, что разбирать по косточкам комедию — это все равно что препарировать лягушку: никому не интересно, а «бедняга при этом сдохнет», авторы книги «Yes. And. Lessons From The Second City» («Да, и... Уроки «Второго города») Келли Леонард и Том Йортон на это решились. Они детально проанализировали, как комедианты из Second City завоевывают успех у зрителей (оба автора работают в этом театре).

Second City давно уже открыл свою студию, где воспитал немало получивших мировое признание комиков. А заметив, что в студию приходят не только начинающие актеры, но и далекие от искусства люди — выделил работу с бизнесом в особое направление, получившее название «Мастерская Second City». Среди ее корпоративных клиентов — Nissan, Motorola, Google, Nike, Clorox и McDonald’s.

Так что же главное, что можно взять в свою жизнь из театра, причем именно театра сатиричес­кого? Прежде всего это импровизация, то есть способность быстро и точно реагировать на любую ситуацию. Говоря словами продюсера Second City и одного из авторов книги Келли Леонарда, импровизация — это «йога для навыков общения», так как она предполагает умение улавливать малейшие жесты, детали, «считывать» свою аудиторию.

Чтобы развить это в себе, преж­де всего необходимо освоить технику, которую авторы назвали «Да, и…». Это одновременно и внутренняя установка, и стиль общения. Ее кредо: подхватить и продолжить — как артисты на сцене, когда они слушают реплики друг друга и тут же обыгрывают их. Но, чтобы это стало возможным, необходимо раскрепоститься, избавиться от внутреннего «зажима».

Любой артист преодолевает себя каждый вечер, когда выходит на сцену перед полным зрительным залом. И нужно для этого немного: забыть о собственной персоне и погрузиться в работу. В Second City предлагают упражнение: участников делят на две группы. Одна поднимается на сцену и выстраивается шеренгой. Остальные — зрители — внимательно рассматривают «артис­тов», которые, естественно, под чужими взглядами чувствуют себя очень некомфортно. Так проходит несколько минут, и, когда на сцене все до единого начинают демонстрировать явные признаки нервозности, ведущий просит их подсчитать количество кирпичей в стене напротив. Сосредоточившись на выполнении задания, все расслабляются и начинают бурно обсуждать и сравнивать результаты, забыв о «страхе сцены».

Теперь собственно о практике «Да, и…». Нужно научиться не говорить с ходу «нет», когда ваш коллега или подчиненный что-то предлагает — хотя бы просто, чтобы не обижать человека, ведь он может замкнуться и больше никогда не делиться своими соображениями. Дайте идее шанс быть услышанной, сами продолжите или как-то поверните мысль. Даже если она малоценная, не убивайте ее сразу: у вас будет много возможностей отвергнуть ее впоследствии. Говоря «да», вы поощряете совместное творчество. Люди привыкают не только проявлять себя, но и внимательно выслушивать чужое мнение.

Вот как это работает в театре. Актеры выходят на сцену, не имея готового сценария, и один из актеров открывает репризу случайно пришедшей на ум фразой, например: «Вот это да! Никогда не видел на небе так много звезд!». Второй тут же подхватывает: «Конечно, когда ты на Луне, все выглядит иначе!». Он «услышал», что сказал партнер, но ответил не тривиально и предсказуемо (например, «Просто небо сегодня очень чистое» или, к примеру, «Да ты сегодня просто выпил больше, чем обычно»), а добавил в сцену нечто новое, дающее ей совсем другую перспективу развития. Теперь попробуйте продолжить репризу, соблюдая это правило: принять то, что сказал партнер, и непременно добавить нечто новое и неожиданное от себя. Покажите, что вы действительно услышали собеседника, что готовы вместе работать над проблемой. К сожалению, на словах это много проще, чем на деле, но зато, войдя в привычку, помогает установить отношения, генерировать идеи, стать умелым коучем, конструктивно разрешать конфликты. Как только «Да, и…» станет вашей второй натурой, вы увидите, как мысли начнут материализовываться и буквально из ничего начнет расти новое дело — просто как снежный ком!

Вот одно из упражнений, которое предлагают авторы (они назвали его «Всезнайка»). Группа из трех человек поднимается на сцену (это и есть «Всезнайка»), а остальные участники начинают задавать любые вопросы, на которые «Всезнайка» должен дать коллективный ответ. При этом каждый из трех может произнес­ти только одно слово.

И не забывайте о юморе. Ведь, кроме всего прочего, сатира и смех — лучшее лекарство от корпоративных хворей: начальственного высокомерия, косности, коллективного лицемерия и «очковтирательства». «Мы бросаем вызов условностям, выносим на свет то, о чем обычно лишь шепчутся в кулуарах. Смех помогает сбросить маски и покончить с лицемерием, когда все делают вид, что проблемы не существует», — говорит Леонард.