читайте также
Брайан считался надеждой и опорой компании. Он легко шел вверх по карьерной лестнице и, сменив несколько руководящих должностей, довольно быстро возглавил бизнес-подразделение — и теперь напрямую подчинялся самому главе компании. Но спустя два года работы и несмотря на блестящие финансовые успехи гендиректор внезапно уволил его. Брайану сообщили, что компания хочет стать более открытой, демократичной, глобальной, а его жесткая авторитарная манера руководства не соответствует новым ценностям.
Подобно большинству честолюбивых управленцев, карьера которых потерпела крах, Брайан впал сначала в ступор. Затем наступила стадия отрицания — он не мог поверить в случившееся и следом — сомнений в себе. И это понятно: его никогда еще не увольняли. Ему было трудно смириться с тем, что он не так хорош, как считал сам. Брайан чувствовал обиду: почему гендиректор не дал ему шанса исправиться?! Постепенно, однако, он признал, что ничего уже не изменить, и стал думать о том, как жить дальше. Никто из подчиненных Брайана не возражал против его увольнения, и он хотел понять — на будущее, — как завоевывать симпатии сотрудников.
Спустя несколько месяцев крупная промышленная компания, в которой знали о безусловном умении Брайана достигать поставленных финансовых целей, пригласила его возглавить крупное подразделение. В корпоративной иерархии новая должность была на ступень ниже предыдущей, но Брайан согласился: тут он мог бы опробовать разные стили работы и руководства, -научиться лучше контролировать свои эмоции и сплачивать вокруг себя коллектив. Решение оказалось верным: менее чем через три года другая компания — на этот раз из списка Fortune 500 — предложила ему пост генерального директора. За следующие семь лет Брайану удалось удвоить доходы фирмы и сформировать корпоративную культуру, при которой внедрение инноваций гармонично сочеталось с высокой производительностью и хорошими финансовыми результатами.
Разумеется, не каждому уволенному удается вскоре возглавить крупное предприятие. Но три с лишним десятилетия исследований и консультирования топ-менеджеров многих компаний позволяют нам утверждать, что истории, подобные рассказанной, дают один важный для всех урок: даже очень серьезный сбой в карьере — если правильно вести себя в такой ситуации — может дать толчок ее будущему бурному расцвету. Чтобы, как Брайан, совершить прыжок на корпоративный Олимп, нужно понять, что послужило причиной провала, найти новые пути развития и воспользоваться шансом, как только он выпадет.
Поймите, что стало причиной провала
Мы опросили сотни топ-менеджеров, которых в свое время уволили, сократили или обошли с повышением (в результате слияний, реструктуризации, высокой конкуренции или их собственных ошибок). Часто оказывалось, что, перенося удар судьбы, они проходили через классические стадии утраты, описанные психологом Элизабет Кюблер-Росс. Сначала человек испытывает шок и отрицает случившееся, затем он злится на компанию или начальника, потом пытается смириться с судьбой и, наконец, долго зализывает раны и мучительно размышляет о том, удастся ли ему вернуть уважение коллег и подчиненных. Многие так и не доходили до финальной стадии — принятия происшедшего.
Отчасти дело в том, что, как показали исследования социопсихологов, люди, которым все всегда удается, объясняют свои успехи обычно собственными талантами, а провалы — внешними обстоятельствами. Этот психологический механизм — -фундаментальная ошибка атрибуции — позволяет сохранять высокую самооценку, но мешает обучению и развитию. Из-за ошибки атрибуции люди во всех своих бедах обвиняют случайности или политику компании, вместо того чтобы проанализировать свой вклад в случившееся.
Кто-то ищет у других объективной оценки создавшегося положения, но большинство бросается к друзьям, близким и коллегам, которые и поддержат («Конечно, уж если кого и повышать, то только тебя!»), и признают несправедливость руководства («Еще бы ты не разозлился!»). В таких условиях трудно осознать свое несовершенство, выявить ошибки и исправиться, чтобы избежать проблем в будущем. Порой «поддержка» только мешает действовать и вернуться в строй.
Те, кто восстанавливается после карьерного фиаско, действуют иначе. Они не упиваются горем и не -обвиняют всех вокруг, но пытаются понять, в чем сами были неправы, здраво оценивают ситуацию и свою роль в ней и продумывают, что стоило бы сделать иначе. Они интересуются мнением широкого круга людей (коллег, начальников и подчиненных), причем просят их говорить честно и объективно.
В частности, Брайан несколько раз встречался с гендиректором, подчиненными и коллегами, с которыми дружил, и благодаря их откровенности узнал, что славится в компании трудным характером и неумением держать себя в руках.
Приведем другой пример. Стэн был старшим партнером фирмы, оказывающей профессиональные услуги «для избранных», которая планировала выйти на глобальный уровень. Стэн активно поддерживал стратегию расширения и надеялся возглавить новый офис в Лондоне. Когда назначили другого, Стэн был в ярости. Он не мог успокоиться целый месяц, но в конце концов понял, что это -неконструктивно. Он сумел договориться о приватных встречах с руководителями фирмы. Каждому он прежде всего объяснял, что не намерен оспаривать принятое решение, но хочет понять, чем именно оно было вызвано. Он старался говорить спокойно, не язвить, никого не обвинять. Стэн держался уверенно и доброжелательно, показывая тем самым, что готов учиться на своих ошибках.
В итоге все руководители компании откровенно поговорили с ним — и сказали ему примерно одно и то же. Его напор и жесткость приемлемы в США, но этим он мог бы отпугнуть клиентов, а значит, человек с таким стилем работы не подходит на роль главы офиса в Великобритании. Стэну было обидно. «Что-то моя настойчивость никому не мешала, когда я приносил крупные контракты», — думал он. Но он смог сдержать свои чувства и отдать должное искренности коллег. «Они не требовали, чтобы я изменился, — вспоминает Стэн, — но благодаря им я осознал, что сам загубил свое повышение».
Ищите новые пути
Следующий шаг — объективно оценить шансы возродиться после провала. Может быть, в компании есть другая подходящая должность? Или именно сейчас удачный момент, чтобы перейти в другую компанию, а то и вообще сменить сферу профессиональной деятельности?
Чтобы после падения последовал взлет, целенаправленно подумайте о том, кто вы есть и чего вы хотите. Исследования показывают, что самая обычная реакция на неудачу — эскапизм: люди уезжают в долгие путешествия, изматывают себя разными делами, начинают пить или много есть, отгораживаются от близких и друзей, предпочитают не обсуждать свои мысли и планы. Казалось бы, у них появляется больше времени, чтобы все как следует обдумать, ?но на самом деле все не так. Надо заставить себя подробно проанализировать имеющиеся варианты действий.
Новые возможности наверняка появятся не на следующий день — да и трудно их разглядеть сквозь ослепляющий гнев. Исследования эксперта по управлению преобразованиями Уильяма Бриджеса показали, что людям в такой момент трудно перестроиться, отказаться от своих привычек и ожиданий. Руководители компаний, которых мы консультировали, описывают этот период как сумеречную зону: жить по-старому уже невозможно, а как жить — ?и преуспевать! — по-новому, неясно.
Поэтому стоит потратить время на проверку своих идей, касающихся дальнейших действий. Например, можно обратиться к консультанту по карьерному росту или к психологу: они помогут вам прояснить свои цели в рабочем и личностном плане. Кому-то будет полезно прервать карьеру и продолжить образование или попробовать себя в новом деле: поработать в стартапе или НКО. Пауза в карьерной гонке даст вам -передышку, позволит увидеть новый смысл в происшедшем сбое.
Вспомните, как отреагировал на увольнение Брайан. Он стал подумывать о должностях более низкого уровня, на которых можно было бы усовершенствовать свой управленческий стиль. А вот еще пример — Пола. Мы познакомились с ней, когда оценивали жизнеспособность топ-менеджеров из компаний, занятых в онлайн-рек-ламе и находящихся в процессе реструктуризации. Пола работала в ИТ-компании, новый гендиректор которой затеял модернизацию. Пола надеялась, что ее это не затронет: возглавляемое ею европейское подразделение уже 11 кварталов подряд выполняло и перевыполняло план, а саму ее за последние пять лет повышали три раза. Однако она узнала, что ее должность ликвидируют.
Потрясенная, Пола поначалу винила в этом всех и вся: от политики компании до начальника, неспособного защитить ее саму и ее подчиненных. Спустя три месяца наступил последний день ее работы в компании. У нее не было планов, и она не торопилась их строить. Вместо этого Пола проанализировала свою жизнь и карьеру. Она обратилась к друзьям и коллегам — не просто чтобы поговорить, как она сама объясняет, а чтобы разобраться в себе и понять, куда идти. После каждого разговора она много думала, делала записи и в конце концов наметила «четыре вектора новой работы». Ей хотелось выпускать на рынок новые продукты (а не продавать в других регионах то, чем уже торговали магазины в Америке), напрямую взаимодействовать с клиентами и работать в компании, выпускающей нечто особенное, в доброжелательном и надежном коллективе. Подыскивая себе новое место, Пола учла все эти факторы.
Воспользуйтесь ?выпавшим шансом
Определили возможные направления? Выберите одно. Конечно, страшновато, особенно тому, кто идет в незнакомую сферу деятельности. Одно дело придумать себе новую карьеру и совсем другое — воплотить задумку в жизнь. Однако помните: ваши навыки и ваш опыт не погибли под обломками разрушенной карьеры. Они остались с вами и даже обогатились приобретенным опытом. Возможно, вы даже теперь иначе представляете себе само понятие «успех».
Проведенные нами вместе с экспертом по карьере Дугласом (Тимом) Холлом исследования показали, что со временем потребности и приоритеты людей меняются. На них могут повлиять рождение или взросление детей, развод, смерть родителей, кризис среднего возраста и связанная с ним смена ориентиров, а также устаревание приобретенных когда-то знаний и новые требования времени. Поэтому правильность пути зависит от конкретного момента выбора.
История Полы — показательный пример. Список ее «векторов» подсказал ей выбор места — в менее крупной фирме, но в той же отрасли и на более значимом посту (вице-президента по международным продажам). Офис находился в европейском городе: как раз в том, в котором она жила и в котором хотела остаться.
Брайан, наоборот, пошел на понижение в должности, но воспользовался этим для развития своих управленческих навыков. Он понял, что прежде провоцировало его контрпродуктивное поведение, и научился сдерживать себя. Например, вместо того чтобы немедленно распечь подчиненного за слабую работу, он начал обсуждать причины происходящего со своим начальником. В конце концов более мягкий подход вошел у него в привычку.
Еще один типичный случай — Брюс. Он работал ИТ-менеджером в нью-йоркском банке, объявившем о слиянии. Брюс сохранил свою должность, но потерял шанс получить повышение и стать ИТ-директором объединенной компании. Он не уволился во время слияния, но спустя год, пересмотрев свои цели — личные и карьерные — и изу-чив несколько вакансий, переехал с семьей в Остин (штат Техас). Там он устроился в небольшую ИТ-фирму, которая очень быстро вырвалась в лидеры рынка. Что немаловажно, Брюс также успевает работать тренером в футбольных командах своих сыновей и играть на гитаре в местной группе.
Подобно Поле и Брайану, Брюс после краха карьеры осмыслил цели своей работы — и -дальше начал энергично действовать. Он переехал в другой город, нашел работу в новой отрасли и на новой должности смог наверстать упущенное и пойти дальше.
Самое главное, что у руководителей, несмотря ни на что оставшихся в компании, меняются мировоззренческие и психологические установки. Вспомним Стэна. Узнав, как его воспринимают коллеги, он решил извлечь максимум из своего таланта устанавливать деловые связи в верхах — это оказалось почетно и очень выгодно. Заодно он нашел новый источник радости и самоуважения: стал учить новичков, как развивать бизнес и завоевывать новые рынки.
Смена взгляда на свое призвание требует не меньше сил, чем переход на новую должность или в другую организацию. Если вам не удается обрести второе дыхание и получать, как Стэн, удовольствие от привычной работы, возможно, стоит уделить больше внимания семье, стать волонтером, выделять время на хобби, ведь насыщенная личная жизнь с лихвой может компенсировать невозможность стать первым на работе.
ВСЕ ЗНАЮТ, как важны для карьеры жизнестойкость и способность адаптироваться. Но не всем это дано от природы — поэтому, если вам сегодня не повезло, необходимо выработать четкую стратегию действий. Любой человек, когда его карьера идет под откос, испытывает гнев и сомнения в своих силах, но изложенный выше подход поможет вам направить в нужное русло эти чувства и посмотреть с уверенностью в будущее, открывающее перед вами новые перспективы.