98% читателей HBR в восторге от этой статьи | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

98% читателей HBR в восторге от
этой статьи

Компании только-только начинают понимать, как сильно на поведение человека влияют нормы его окружения.

Автор: Мартин Стив

98% читателей HBR в восторге от этой статьи

читайте также

Анатомия диктатуры: как победить в игре престолов и остаться в живых

Ирина Гусинская

Любуйтесь природой — работайте лучше

Джонсон Кэтрин,  Ли Кейт,  Сарджент Лейза,  Уильямс Кэтрин,  Уильямс Николас

Высокие прибыли программы рекомендаций

Бюльте ден Ван Кристофер,  Скиера Бернд,  Шмидт Филипп

Почему финансовые расчеты так неэффективны

Роджер Мартин

Британские налоговики долго не могли справиться с проблемой задержек платежей. Они рассылали тьму уведомлений, угрожая судом и штрафом. Угрозы действовали не на всех: очень многие эти письма просто игнорировали. В 2009 году налоговая служба решила изменить тактику. В рамках пилотного проекта, в котором я работал как консультант, придумали новый текст уведомлений — с использованием особых психологических приемов.

Один вариант письма взывал к гражданскому чувству. «Мы собираем налоги для того, чтобы у государства были средства на социальное обеспечение, которыми пользуетесь вы и другие граждане Великобритании. Если не платит налоги всего один человек, объем услуг и ресурсов для всех уменьшается».

В другом варианте — упор на статистику: «Девять из десяти британцев вовремя платят налоги». Казалось бы, ничего особенного, но результат не заставил себя ждать. В 2008 году службе удалось добрать по одному виду налоговой задолженности £290 млн из £510 млн, то есть 57% долга. В 2009 году, после внедрения нового формата уведомлений, сборы составили уже 560 млн из 650 млн. В общей сложности новая практика уведомлений вкупе со взятыми налоговой службой на вооружение методами из практики частных коллекторских агентств позволила в 2009—2010  годах получить на £5,6 млрд больше налогов, чем за предыдущий год.

Что же заставило людей, прежде остававшихся равнодушными к призывам налоговиков, расстаться со своими деньгами? Ответ на этот вопрос — в плоскости психологии: наши поступки во многом определяются тем, как ведут себя окружающие. Этот феномен, которому ученые дали название социальной нормы, широко известен, однако до сих пор мало изучен. В частности, нередко человек поступает так, а не иначе просто потому, что хочет быть «как все» в группе, которую считает «своей».

Профессор Роберт Чалдини опубликовал несколько статей на эту тему в HBR, а специалисты по рекламе поставили социальные нормы себе на службу задолго до появления популярного телесериала «Безумцы». Однако большинство компаний делают лишь первые шаги в этом направлении. И вот пять советов, которые исходят из нашего практического опыта.

Не ограничивайтесь маркетингом. Наиболее очевидное применение закона «быть не хуже других» — продажи и реклама. Иногда крошечные изменения в рекламных слоганах дают колоссальные результаты. Вспомним копирайтера Колина Шота, заменившего в рекламном ролике компании NordicTrack привычный призыв к потенциальным покупателям, звучащий как «Операторы ждут вашего звонка», на фразу «Если все операторы заняты, пожалуйста, перезвоните позже». Благодаря этому создалось впечатление ажиотажного спроса, и продажи представленного в ролике тренажера побили все рекорды.

Однако в последние годы компании начинают понимать, что феномен социальной нормы можно использовать не только в маркетинге. На примере британской налоговой службы мы видим, чем это может помочь финансам. А вот пример из статьи Чалдини с соавторами: на том, что никто не хочет быть хуже других, гостиницы ежедневно экономят тысячи долларов. Объемы стирки и доставки чистого белья уменьшились на треть после того, как в номерах появились таблички, уведомляющие гостей о том, что «постояльцы нашего отеля предпочитают использовать одно полотенце несколько раз».

А вот результаты исследования, проведенного мной совместно с Британской национальной службой здравоохранения. Ежегодно она несла убытки в £700 млн из-за того, что около 6 миллионов пациентов не являлись на заранее назначенный прием к врачу. Мы попросили сотрудников регистратуры двух клиник в Бедфордшире изменить дежурные фразы, тем самым заставив пациентов быть более активными в телефонном разговоре. Вдобавок пациентов заставили собственноручно заполнять формуляры для записи на следующий визит к врачу. Все это принесло результаты, однако настоящий прорыв произошел, когда в холле клиники мы разместили объявление, гласившее, что в прошлом месяце подавляющее большинство пациентов не пропустили намеченных визитов к врачу. В итоге общее число неявок снизилось на 32% по сравнению с предыдущим годом.

Если нормы нет, покажите цифры. Если норма в обществе не выработана, ссылки на окружение не сработают. Тогда возникает соблазн взять из головы какую-то «хорошую» цифру и выдать ее за действительность. В самом деле, откуда постоялец узнает, сколько других клиентов повторно используют полотенца? Ни в коем случае не выдумывайте никаких данных. Это не этично, да и шанс быть уличенным выше, чем может показаться. В будущем вам просто перестанут доверять.

Вместо этого воспользуйтесь одним из следующих подходов. Во-первых, если нет распространенной привычки, можно сослаться на распространенное мнение. Этот метод получил название «внушаемой нормы». Приводя результаты опросов, свидетельствующие о том, что большинство людей позитивно относится к здоровому образу жизни (хотя, быть может, сами его не придерживаются), вы создаете ощущение, что это и есть социальная норма.

Другой прием: вы приводите абсолютные цифры, создающие впечатление, что так действуют все — или почти все. Энергетическая компания Opower (штат Вирджиния) рассылает абонентам отчеты, показывающие насколько экономно они расходуют электроэнергию — в сравнении с другими потребителями той же категории. Вдобавок она публикует на своем сайте цифру совокупного объема энергосбережения. Люди втягиваются в борьбу за рачительное расходование энергоресурсов, хотя и не знают, насколько этой проблемой озабочены окружающие.

Будьте осторожней с нормами. Удивительно, как часто компании совершают одну и ту же ошибку: твердят о тех привычках, которые хотят изжить, полагая, что, изобличив зло, направят людей на верный путь. Но результат, как правило, обратный. Вот пример: в 2007 году налоговая служба США ввела дополнительный штраф за сознательное искажение сведений о полученных доходах. Нововведение они объясняли тем, что очень многие фальсифицируют данные в своих декларациях. Налоговую службу можно было бы похвалить за «прозрачность», но ее подход оказался в корне неправильным — на следующий год, по данным аудиторов, сфальсифицированных деклараций оказалось на 22% больше. Чем это можно объяснить? Пытаясь решить проблему, налоговики, по сути, на каждом углу трубили: «Вы только посмотрите, сколько людей вокруг подделывает свои декларации!».

Оперируйте данными, близкими вашей целевой аудитории. Исследования показали, что сильнее всего на людей действует информация о том, что то, к чему их призывают, уже стало нормой для им подобных. Поэтому непременно вооружитесь данными, имеющими непосредственное отношение к данной местности и социальной среде, или помогите вашей целевой аудитории идентифицировать себя с «образцовой» социальной группой.

Эксперименты подтвердили эффективность такой стратегии. Вернемся к примеру с гостиничной сетью: моим коллегам удалось еще больше повысить процент повторного использования полотенец, когда они разместили в номерах сообщение о том, что большинство гостей, останавливавшихся в данном конкретном номере, использовали полотенца по нескольку раз. В примере с британскими налогоплательщиками мы постепенно все более персонифицировали приводимые данные — уведомляли домохозяйства о своевременном поступлении налогов в зоне с тем же почтовым индексом или в том же населенном пункте. И это позволило еще больше повысить уровень погашения задолженности. Мы знаем, как персонифицировать маркетинговые акции, и значит, научимся этому и в других областях, ведь с развитием новых инструментов аналитики делать это станет проще.

Вместо опросов — эксперимент. Социальная норма обычно действует на подсознательном уровне. Большинство людей, откликнувшихся на ваши призывы, и не вспомнят, почему они так поступили. Вряд ли кто-то из пациентов, ставших более дисциплинированными, свяжет это с плакатом на стене в клинике. Да и среди британских налогоплательщиков мало кто осознает, что начал платить налоги вовремя, когда узнал, что так поступают его соседи. Поэтому традиционные инструменты маркетинговых исследований, такие как фокус-группы или анкетирование, вам вряд ли подойдут. Респонденты, как правило, не замечают, что попали под воздействие призывов. Выяснить, какая методика подходит вам, лучше всего методом проб и ошибок. Разработайте программу простенького эксперимента, отследите, насколько иначе стали вести себя люди, внесите коррективы и снова проведите испытания. И помните: решение часто приходит извне, так что ищите его везде.

Конечно, используя лишь феномен социальной нормы, вы не решите всех своих вопросов. Но многим компаниям удалось поставить его себе на службу и получить в результате миллионы и даже миллиарды дополнительной выручки или экономии средств. Поэтому каждый профессиональный менеджер должен владеть этим инструментом и понимать, как и когда его следует использовать.