Поделитесь харизмой | Большие Идеи

? Личные качества и навыки


Поделитесь харизмой

Харизма — не врожденное качество, а всего лишь набор социальных навыков; их может развить в себе каждый.

Автор: Гусинская Ирина

Поделитесь харизмой

читайте также

Что ждет Илона Маска и его компанию Tesla

Стив Бланк

Что нужно менять в продажах прямо сейчас

Андрис А. Золтнерс,  Крис Морган,  ПК Синха,  Салли Э. Лоример

Наши сильные качества могут сделать нас слабыми

Тони Шварц

Напишите некролог своей компании

Дениз Ли Йон

Классическое определение харизмы дал немецкий социолог Макс Вебер: «Харизмой называется необычное качество личности, благодаря которому ее оценивают как одаренную сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». В переводе с греческого харизма и вовсе означает «дар богов». Впору счесть обладателя харизмы сверхчеловеком, способным производить на окружающих столь сильное впечатление, что они готовы следовать за ним хоть на край света.

Оливия Фокс Кабейн, коуч-консультант, приглашенный лектор Стэнфорда, Йеля и Гарварда, в своей книге «The Charisma Myth: How Anyone Can Master the Art and Science of Personal Magnetism» (Миф о харизме: Как каждый может овладеть искусством и наукой личной притягательности) спорит с общепринятым мнением о врожденности обаяния и, более того, берется доказать, что харизма — такой же социальный навык, как, например, умение конструктивно реагировать на критику. По ее мнению, любой человек может стать харизматиком — разумеется, если захочет.

Кабейн убеждена: будь харизма врожденным свойством, люди излучали бы ее на протяжении всей жизни, постоянно и непрерывно чаруя окружающих, — а это не так. Возьмем классический пример: как-то Мэрилин Монро поспорила, что сможет незамеченной пройти по вокзалу в разгар дня — и выиграла спор. Никто не обращал на нее внимания, пока она, по словам очевидцев, не «взбила локоны, расправила плечи, пошла своей знаменитой походкой и улыбнулась» — и люди сразу же ее узнали. Если бы харизма была неотъемлемым качеством, никто не смог бы так легко ее «включать» и «выключать». Если сравнить записи ранних выступлений Стива Джобса с последними, видно, что известный харизматик немало потрудился, чтобы научиться очаровывать аудиторию.

Обаяние — это не более чем сово­купность невербальных сигналов и действий, поэтому-то уровень харизматичности изменчив: он зависит от состояния и самоощущения человека. В один момент вы чувствуете себя хозяином ситуации, а в другой — засомневались и растеряли уверенность. Эти колебания сразу же отразятся в мимике и жестах, и со­беседники их почувствуют.

Автор книги делит харизму на три составляющие: присутствие (presence), силу (power) и теплоту (warmth). С «присутствием» все понятно: это умение жить здесь и сейчас, не уносясь мысленно в будущее и не погружаясь в прошлое. В контексте межличностных отношений присутствие нужно, чтобы собеседник чувствовал, что он вам интересен и в этот момент для вас нет ничего важнее, чем выслушать и понять его. Главное, не сколько времени вы ему уделите, а качество нашего слушания.

Второй компонент харизмы — сила. Кабейн понимает ее как способность влиять на мир вокруг себя, своими действиями или опосредованно — через окружающих, деньги, опыт, авторитет, физические данные или социальный статус.

И третья составляющая — теплота, доброжелательность. Два последних компонента в основном проявляются невербально — в манере одеваться, держаться, говорить и т.п. Лаборатория Массачусетского технологического института провела эксперимент, доказывающий, что можно предсказать исход переговоров с точностью до 87%, анализируя только мимику, жесты и позу собеседников и не слыша слов. Мы не можем полностью контролировать свое невербальное поведение, но оно отражает наше внутреннее, ментальное состояние, которое мы контролировать можем и даже должны — особенно если хотим произвести впечатление на собеседника. Неуверенность в своих силах, неудовлетворенность от сравнения себя с другими, самоедство и прочие дискомфортные состояния напрямую влияют на психологический настрой, а значит, и на посылаемые нами невербальные сигналы, и на восприятие нас окружающими.

Получается замкнутый круг: мысли вызывают определенные эмоции; любые эмоции имеют телесное проявление; физические ощущения в свою очередь могут навести на ту или иную мысль. Но отсюда следует, что к своим тревогам, внутренним препятствиям, комплексам можно подступиться как со стороны разума, так и со стороны тела или эмоций и что, совладав с чем-то одним, можно осилить и другое. Проще начать с невербальных сигналов. Например, для того чтобы почувствовать себя увереннее, иногда достаточно расправить плечи, поднять подбородок и ослабить узел галстука — уровень гормонов стресса начнет снижаться, и вы действительно почувствуете себя в своей тарелке. Уильям Босл, исследователь из Гарвардского университета, выяснил: легче всего мозг понимает, затем верит, а с наибольшими энергозатратами перестает верить. Поэтому, если тело посылает мозгу сигналы, что все хорошо, мозг склонен ему поверить и «перенастроиться». Когда человек держится «как хозяин», у него появляется больше настоящей уверенности в себе — и наоборот.

Более сложный, но и более продуктивный метод — научиться преодолевать внутренний дискомфорт. Первый шаг к этому — принять и осознать, что это такая же часть жизни, как и любые другие, всем время от времени не по себе. Во многих культурах принято скрывать эмоции, особенно негативные — они считаются признаком незрелости человека, его неспособно­сти себя контролировать. С детства нас приучают скрывать слабости, а то, мол, кто-нибудь обратит их против тебя. Однако из-за подавления эмоций мы не только переживаем само негативное событие, но расстраиваемся еще и из-за того, что окружающие это видят. Психологи предлагают всякий раз напоминать себе, что испытывать дискомфорт — нормально, главное на нем не зацикливаться.

Второй шаг к преодолению внутреннего дискомфорта — нейтрализовать негатив. Вспомнить, что наши мысли совершенно необязательно отражают объективную реальность: мы склонны истолковывать чужие действия, исходя из собственного опыта или додуманных предпосылок, и упускать из виду массу других элементов картины, которые вполне могут быть позитивными.

И наконец третий шаг — переписать реальность. Вот пример: вы едете по узкой улочке на важную деловую встречу и вдруг прямо перед вами из двора, едва не зацепив вашу машину, на огромной скорости вылетает джип. Вы бьете по тормозам, в мозге запускается реакция «дерись или беги», происходит выброс гормонов стресса, сердце бешено колотится, все мышцы напряжены. Вы страшно злы. Но судьбоносная встреча неумолимо приближается, и вы уговариваете себя успокоиться для своего же блага, мысленно продолжая посылать вслед водителю джипа проклятия. Злость — очень сильная эмоция, и потому эпизод не так просто выкинуть из головы. Есть другой путь: представить себе, что за рулем джипа сидела мать, везущая своего ребенка в реанимацию, и от скорости зависела его жизнь. Этот метод, так называемая когнитивная переоценка, очень быстро снижает уровень стресса, поэтому гораздо более эффективен, чем подавление

Все бы хорошо, однако отточив три составляющие харизмы, убрав с ее дороги внешние и внутренние препятствия, вы рискуете испытать ряд побочных эффектов. В их числе Кабейн называет: зависть окружающих, необходимость соответствовать повышенным ожиданиям, одиночест­во, самоуверенность и «включение» харизмы на автомате, даже когда мы не хотим никого ни в чем убеждать.

По ходу чтения назревают во­просы: раз для того, чтобы быть харизматичным, нужно постоянно контролировать себя, не будет ли такой «харизматик» обычным манипулятором? Не путает ли автор «харизму» с «уверенностью в себе»? Можно ли всех поголовно сделать харизматичными? Нет, — утверждает Кабейн, — обучить можно многому, но необ­ходимые для истинной харизмы тепло и искренний интерес к людям подделать невозможно — они должны идти изнутри. Так что если не ждать от книги чуда, все встанет на свои места и чтение принесет ощутимую пользу.