Кто хорошо живет, тот хорошо работает | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кто хорошо живет, тот хорошо
работает

Можно научить себя радоваться жизни — и обеспечить себе успех в работе. Для этого есть три способа.

Автор: Эйчор Шон

Кто хорошо живет, тот хорошо  работает

читайте также

Фатальная утечка

Ракшенко Лилия

Удел остаться не у дел

Ирина Пешкова

Партнер для гармонии

Татьяна Визель

Без комплексов?

Гусинская Ирина

В июле 2010 года компания Burt’s Bees, производящая средства личной гигиены из натурального сырья, начала экспансию на рынки 19 стран, что потребовало проведения многих кардинальных изменений. В подобной ситуации руководители обычно то и дело устраивают совещания или беспрерывно шлют своим заместителям срочные послания по электронной почте, постоянно держа их в напряжении и заставляя нервничать. Тогда у их подчиненных активизируется часть головного мозга — миндалевидное тело, — которая отвечает за формирование такой важной для выживания эмоции как страх, за оборонительное и агрессивное поведение, сохранение части прошлого опыта. При этом миндалевидное тело отбирает ресурсы у другого участка мозга — префронтальной коры, которая отвечает в том числе за сложные поведенческие и когнитивные функции и принятие решений.

Тогдашний гендиректор Burt’s Bees Джон Реплогл не нагнетал обстановку. Наоборот, он всячески поддерживал коллег. Каждый день он письменно благодарил того или иного топ-менеджера за успехи в продвижении на новые рынки. Во время совещаний, посвященных запуску новых продуктов, он мог прервать ­презентацию, чтобы напомнить собравшимся о том, как важно говорить с людьми о ценностях компании. Когда программа экспансии уже шла полным ходом, он попросил меня провести для сотрудников трехчасовой семинар на тему достижения внутренней гармонии. Один из топ-менеджеров год спустя в разговоре со мной высоко оценивал методы руковод­ства Реплогла. Именно благодаря этому, по мнению моего собеседника, топ-менеджеры действовали сплоченно, последовательно и успешно провели реорганизацию, превратив Burt’s Bees в глобальную компанию.

Ничего удивительного тут нет. Наука говорит о том, что, когда у человека хорошо на душе, работа у него спорится во всех отношениях: он делает больше и лучше, творческая мысль раскрепощается, ему интересно его дело. Тем не менее ощущение осмысленности, наполненности жизнью, довольство ею — самый, наверное, недооцененный трудовой стимул. Хотя бы потому, что, по мнению большинства, это ощущение приходит только тогда, когда человек добивается успеха, а не наоборот. «Как же я буду счастлив, когда меня повысят!» — вот как думают многие. Или: «Выполню план по продажам — и буду наслаждаться жизнью». Но успех — подвижная цель: как только вы в нее попали, ее приходится ставить снова. И счастья как не бывало.

То есть большинство глубоко заблуждается. Люди, которые поддерживают себя в хорошей эмоциональной форме, продуктивнее работают и берут большие трудовые высоты — я называю этот феномен «преимуще­ством счастья». В бизнесе человек заведомо достигает лучших результатов, если он с опти­мизмом смотрит на мир. Это я наблюдал и как ­исследователь, и как лектор (я в 48 странах читал лекции о том, как связаны самоощущение человека и его трудовые достижения). И не только я: психологи Соня Любомирски, Лаура Кинг и Эд Дайнер провели мета-анализ 225 теоретических исследований и обнаружили доказательства того, что между удовлетворенностью жизнью и высокими трудовыми результатами существует прямая связь.

Есть еще одно распространенное заблуждение. Согласно ему, то, насколько мы счаст­ливы или несчастны, определяется нашей наследственностью, нашим окружением или тем и другим вместе. Конечно, на нас воздейст­вуют оба фактора. Но ощущение внутренней гармонии, радости бытия удивительно пластично, если так можно сказать. Свои привычки, манеру общения с сослуживцами, отношение к стрессу — все это можно контролировать и изменять, делая себя более счастливым и повышая свои шансы на успех.

Заведите новые привычки

Тренировать мозг, развивая благожелательный взгляд на мир — примерно то же, что накачивать мышцы в спортзале. Согласно по­следним исследованиям феномена нейропластично­сти — способности мозга под воздейст­вием опыта развиваться даже у взрослого человека, — формируя новые привычки, вы можете «перестроить» свой мозг. Мои исследования показывают, что, если вы всего три недели будете каждый день делать хотя бы одно короткое упражнение, предназначенное для улучшения эмоционального самочувствия, вы на долгое время получите положительный заряд.

Скажем, в декабре 2008 года, прямо перед периодом подачи ­налоговых деклараций, самым тяжелым за последние десятилетия, я работал с консультантами по налогам из KPMG, рассчитывая помочь им стать счастливее. (Я, понятное дело, оптимист.)

Я предложил им выбрать одно из пяти дел, сулящих перемену к лучшему:

• кратко записывать, что порадовало их (три пункта в день);

• черкнуть пару строк кому-нибудь из друзей, сообщив им что-нибудь приятное;

• по две минуты сосредоточенно думать на какую-нибудь тему, сидя за своим рабочим столом;

• делать 10-минутную зарядку;

• за две минуты описывать в дневнике самое яркое событие или впечатление последних суток. Делом, которое избрали себе менеджеры, они занимались каждый день на протяжении трех недель. Через несколько дней после тренинга мы протестировали и наших добровольцев, и контрольную группу — нас интересовало их самоощущение. Насколько они увлечены работой? Нет ли у них признаков депрессии? По каждому показателю участники эксперимента набрали намного больше баллов, чем представители контрольной группы.

Снова мы протестировали их всех через четыре месяца: люди из экспериментальной группы были гораздо более оптимистично настроены и больше довольны жизнью. Средний показатель на 35-градусной шкале удовлетворенности жизнью (повсеместно считается, что он очень точно отражает уровень работоспособности и хорошее настроение на работе) повысился весьма заметно: с 22,96 до начала тренинга до 27,23. Всего одной короткой зарядки в день оказалось достаточно, чтобы и несколько месяцев спустя после завершения учебной программы наши добровольцы пребывали в прекрасном расположении духа. И такое настроение стало для них привычным (см. врезку «Счастье и итоговая строка в отчете»).

Помогайте сослуживцам

Наверное, из пяти перечисленных выше пунк­тов полезнее всего общаться с друзьями, ­близкими и всеми теми, кем вы дорожите. Чем крепче отношения с окружающими, тем больше будет у вас трудовых свершений. В част­ности, по данным исследования Джулианны Холт-Лунстад, Тимоти Смита и Бредли Лейтона широкие и крепкие связи с другими сулят долгую жизнь так же, как постоянные занятия спортом, а отсутствие их столь же разрушительно, как и низкое давление. Значение социальных связей проявляется не только на физическом уровне.

Мы с Филом Стоуном и Тэлом Бен-Шахаром, проведя эксперимент с участием 1648 студентов Гарварда, обнаружили, что в самые напряженные периоды учебы лучшим прогностическим фактором хорошего настроения было общение с друзьями и коллегами. Величина корреляции между хорошим настроением и многомерной шкалой восприятия социальной поддержки Зимета (с помощью этого научного инструмента мы оценивали положительное взаимодействие студентов со своим окружением) было колоссальным — 71. Для сравнения: величина корреляции между курением и раком — 37. В этом эксперименте нас интересовало, в каком объеме студенты получали поддержку других. Но в ходе следующего, проведенного в марте 2011 года, я обнаружил, что для устой­чивости хорошего настроения, ощущения полноты жизни и своей нужности еще важнее, чтобы студенты сами оказывали поддержку другим.

Например, часто ли студент помогает одногруппникам, если они завалены работой? Часто ли он ­первым ­завязывает отношения с коллегами по проектам? У самых коммуникабельных людей — тех, кто всегда готов прий­ти на помощь и подхватить ­работу, начатую другими, позвать коллег вместе по­обедать, заняться организационной работой, — шансов оставаться в центре событий больше в десять раз, чем у тех, кто держится особняком, а получить повышение в должности — больше на 40%. Как это происходит на деле — как улучшить психологическое, эмоциональное самочувст­вие сотрудников, развивая их ощущение принадлежности к коллективу? В многопрофильном медицинском центре Ochsner Health System, с которым я работал, для этого придумали методику «дистанция 3/1,5».

Мы рассказали 11 тысячам сотрудников, в том числе руководителям и врачам, о том, как на самоощущении пациентов сказываются отношения с окружающими, и предложили им всем вести себя в больнице особым образом. Проходя в трех метрах от любого человека, сотрудник должен встретиться с ним глазами и улыбнуться, если между ними полтора метра — поздороваться. После введения этих правил количество разовых визитов пациентов в Ochsner Health System возросло, люди на 5% чаще стали рекомендовать центр знакомым и заметно улучшилось качество предоставляемых им медицинских услуг. Судя по всему, чувство локтя повышает настроение не только сотрудникам, но и пациентам.

Измените отношение к стрессу

Еще один важный фактор, определяющий эмоциональное состояние человека на работе, — стресс. Многие компании организуют для персонала тренинги, на которых людей учат сопротивляться стрессу. При этом упор делается на его опасные последствия для здоровья. Но вот проблема: люди начинают нервничать при мысли о том, что им придется нервничать. Необходимо помнить, что у стресса есть и положительная сторона. В феврале 2011 года я работал с Pfizer. Я предложил топ-менеджерам корпорации назвать пять событий, которые особенно сильно повлияли на их личност­ное становление.

Почти все описанное ими было связано с сильнейшими потрясениями — в конце концов, трудно развиваться, пребывая в состоянии покоя. Чью биографию ни возьмите — всюду увидите одно и то же: любое событие, выбивающее вас из наезженной колеи, — не только помеха росту, оно может и подтолкнуть рост. От того, как вы воспринимаете стресс, во многом зависит степень и характер его влияния на вас. В ходе масштабной перестройки UBS, которая пришлась на разгар банковского кризиса, Алия Крам, Питер Саловей и я провели исследование в компании.

Мы предлагали менеджерам просмотреть один из двух видеофильмов: в первом рассказывалось о том, что стресс негативно отражается на работе, а во втором — как он укрепляет мозг и тело человека. Через шесть недель мы протестировали наших добровольцев. У тех, которые смотрели «укрепляющее» кино, показатели по шкале восприятия стресса (Stress Mindset Scale) ­оказались выше: то есть, с их точки зрения, стресс вовсе не мешал их работе, а, наоборот, держал их в тонусе. У этих же людей стало гораздо меньше проблем со здоровьем и заметно улучшилось настроение на работе. Без стресса на работе не бывает. Когда в очередной раз вы поймете, что вот-вот лопнете от перегрузки, попробуйте сделать следующее. Составьте список того, что вас выводит из себя, и разделите на две части — то, что вы в состоянии контролировать (например, проект или папку «входящие» в вашей почте), и то, что не можете (фондовый рынок, цены на жилье). Выберите один пункт из тех, которые вы в силах контролировать, и придумайте кон­кретный способ уменьшить стресс. Так вы снова настроите себя на положительное — и плодотворное — мировосприятие.

Очевидно, что ощущение радости повышает шансы на успех. Заводите новые привычки, заботьтесь о коллегах, думайте о стрессе ­хорошо — и у вас тоже все будет хорошо.

Счастье и итоговая строка в отчете

Чем больше сотрудники компании довольны своей жизнью, тем лучше общие результаты организации. По данным исследования, проведенного в 2008 году Gallup Healthways, сотрудники с низкой «удовлетворенностью жизнью» (а это точно измеряемый и широко распространенный показатель) каждый месяц остаются дома в среднем на 1,25 дня больше. В итоге за год набегает 15 дней.

Дженнифер Джордж и Кеннет Беттенхаузен, изучая предприятия сферы обслуживания, обнаружили, что потребители чаще хвалят сотрудников с высокой удовлетворенностью жизнью. Кроме того, по данным исследователей из Gallup, розничные магазины, в которых работали люди с высокими показателями удовлетворенности жизнью, получали с одного квадратного метра торгового зала на $21 больше, чем остальные магазины, и принесли своим сетям $32 млн дополнительной прибыли.