читайте также
В прошлом июне в Чили мне довелось довольно плотно пообщаться с Фелипе Кастом, министром планирования, и его коллегами. Кроме всего прочего мы обсуждали государственную программу пенсионных накоплений. Согласно закону, 11% заработной платы каждого трудящегося автоматически перечисляется на его личный пенсионный счет.
Человек сам выбирает уровень доходности своих накоплений, а значит, и степень риска, но есть ограничения: он не может вложить 100% своих отчислений только в акции или только в государственные облигации, а разрешенная доля акций в общем объеме его сбережений сокращается с возрастом. Выходя на пенсию, он начинает получать ежегодные выплаты в виде процентов от его сбережений. Власти проводят аукционы на право управлять пенсионными накоплениями, выставляя лоты по 250 тысяч счетов. Такое решение проблемы позволяет избежать рисков — поведенческих и институциональных.
Если говорить о поведенческих, то людям трудно решиться и начать копить деньги на старость, а во-вторых, понятно их желание увеличить накопления перед выходом на пенсию. А государственная программа заставляет их быть осмотрительными. В то же время правительство предоставляет работнику, участвующему в пенсионной накопительной программе, некую свободу. Скажем, он может сам определять приемлемый уровень риска тех или иных вложений. Государство ограждает его лишь от опасных крайностей. Что же касается институциональных рисков, то в Чили удалось решить проблему пожизненных выплат. Предсказать, сколько проживет тот или иной человек, почти невозможно.
Поэтому, чтобы покрыть подобного рода риски, страховые компании устанавливают высокие взносы, что плохо сказывается на рынке. Кроме того, пенсионную сферу подтачивает так называемый ухудшающий отбор. (Его классический пример — медицинское страхование. Люди здоровые не стремятся покупать страховку, а из-за этого выше общий уровень рисков среди застрахованных. Потому-то страховщики не рвутся в здравоохранение, а желающим приобрести страховку она обходится дороже.) Выставляя на аукционы большие лоты и таким образом распределяя риски, власти делают отрасль привлекательной для финансовых организаций и тем самым стимулируют конкуренцию, из-за чего цены на услуги падают. Поскольку, чтобы получать пенсию, все должны откладывать на старость, проблема ухудшающего отбора отпадает. Смею предположить, что многие сочтут чилийскую систему слишком жесткой и ограничивающей их права. Но ведь мы вполне спокойно относимся к другим, не только еще более ограничивающим наши права, но и более дорогим способом заставлять нас вести себя определенным образом.
Взять хотя бы требования к водителям автомобилей. Пристегните ремни безопасности. Не превышайте скорость. Оплатите установку подушек безопасности. И т.д. Так почему же мы подчиняемся диктату государства, когда дело касается управления автомобилем, но считаем беспардонным вмешательством в нашу личную жизнь введение простых правил, призванных помочь нам разумно распоряжаться нашими деньгами? Похоже, все дело в том, что мы легко представляем себе, к каким страшным авариям может привести халатность при вождении автомобиля. Но ведь неумелое управление своими деньгами может привести к не менее плачевным результатам, хотя и не столь очевидным. И даже если мы не всегда осознаем, что часто поступаем разумно, это не значит, что мы не должны учиться на своих ошибках.
Мы должны понять, что люди, компании и рынки могут делать сами, а что нет, и согласно этому совершенствовать финансовые и социальные институты. И пенсионная система Чили — прекрасный пример того, что сделать можно, причем хорошо.