Ученье — свет?
Арутюнян ТигранВот уже более пяти лет я тесно связан с бизнес-образованием. И я постоянно задаю себе вопрос: а что именно продает бизнес-школа? Каков ее продукт и в чем именно «добавленная стоимость»? И есть ли она вообще? Может, бизнес-образование наносит вред? Эти вопросы интересны мне еще и потому, что, консультируя компании по проблемам управления, я имею дело с той же целевой аудиторией, на которую направлена деятельность бизнес-школ.
Я часто вспоминаю широко распространенный в советские времена (да и сегодня, наверное, тоже) миф о том, что служба в армии укрепляет дух, высвечивает лучшие качества человека, делает из мальчиков мужчин. Мне же кажется, что это совсем не так: скорее она, являясь экстремальным занятием, усиливает, гиперболизирует качества людей — как положительные, так и отрицательные. Нечто похожее происходит в бизнес-школах. Складывается ощущение, что руководители компаний приходят на занятия с единственной целью — насмерть отстаивать свою точку зрения, даже не стараясь вникнуть в слова преподавателя. И бизнес-школы не делают практически ничего, чтобы изменить ситуацию и привить слушателям умение видеть проблему во всем ее многообразии.