Театр одного бизнесмена. Беседа с народным артистом РФ Александром Вилькиным | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Театр одного бизнесмена. Беседа с народным артистом РФ
Александром Вилькиным

Режиссер и актер Александр Вилькин уверен: создать с помощью актерских навыков «товарный» имидж невозможно. Беседуя с редактором «HBR—Россия» Дмитрием Фалалеевым, профессор Театрального института им. Б. Щукина рассказывает о занятиях «Бизнес в зеркале театра», на которых он разбирает с бизнесменами пьесы и учит их получать удовольствие не только от побед, но и от поражений.

Автор: Фалалеев Дмитрий

Театр одного бизнесмена. Беседа с народным артистом РФ Александром Вилькиным

читайте также

Эскалация гонки возражений

Павел Безручко

Почему потребители восстают против слоганов

Анраде Эдуардо,  Дальтон Эми,  Лоран Джулиано

Стратегию диктует рынок

Лав Клер,  Ривз Мартин,  Тиллманнс Филипп

3 признака, означающих, что вам стоит похоронить свою новую идею

Майкл Шрейдж

Сегодня тренинговые компании предлагают бизнесменам занятия по актерским дисциплинам — пластике, мимике. Значит, на них есть спрос. Почему возрос интерес к театру?

Предприниматели думают, что таким образом решат свои проблемы: научатся актерскому мастерству — и создадут «товарный» имидж. Но они заблуждаются. Постановка голоса, речи и т.д. — все это, конечно, имеет прямое отношение к театру, но тем, что нужно бизнесменам, занимаются имиджмейкеры. Курсы, о которых вы говорите, отвечают на сугубо практические вопросы. Хотя, безусловно, актерское мастерство помогает человеку внутренне раскрепоститься. Я имею в виду упражнения на внимание, мышечную свободу, общение, перемену отношения к предмету, к партнеру.

А как можно тренировать внимание?

Есть обычное «жизненное» внимание, а есть — «сценическое», то есть направленное, сконцентрированное на определенном объекте. Обычное внимание непроизвольно, а на сцене актер целенаправленно взаимодействует с партнером. Понятно, что в театре иные цели и задачи, чем в жизни. Сценическое внимание необходимо, чтобы быть органичным на сцене. А в жизни этот театральный навык просто не нужен.

Вы ведете тренинг для бизнесменов — «Бизнес в зеркале театра, или Искусство влияния на людей». Какие вопросы вам чаще всего задают?

Это не занятия, а скорее беседы. Я сразу же предупреждаю слушателей: если вы хотите научиться органично себя вести, чтобы обманывать клиентов, то я этим не занимаюсь. Я, конечно, могу сказать, что, например, человеку с высоким тембром голоса надо работать, чтобы сделать его ниже, поскольку «неверный» тембр создает напряжение в общении. Но, повторяю, этим занимаются узкие специалисты — имиджмейкеры, логопеды и т.д.

Вот вы говорите — «обманывать». А если надо просто уметь держать себя в руках, например, на важной встрече?

Ваша убедительность зависит в первую очередь от программы, которую вы предлагаете, от вашей веры в нее и в успех дела. А если вы боитесь, что вас поймают на лжи, то и пластика, и выражение лица у вас будут соответствующими. И никакие занятия по актерскому мастерству вам не помогут.

Но ведь можно с помощью особых навыков обрести уверенность, и вы учите этому своих студентов.

Если мы говорим о настоящем актерском мастерстве, то не забывайте: речь идет о четырех годах учебы и последующей многолетней практике. И обещать глубокие знания за несколько занятий — просто шарлатанство. Есть еще один момент: эти занятия не изменят внутренний мир человека. А навыки, о которых вы говорите, — красивая, грамотная речь, умение общаться, — человек обретает в основном благодаря богатому внутреннему миру, культуре.

Если же вам нужны конкретные советы, то возьмите любой учебник по психологии и целенаправленно изучайте его, сами или с преподавателем.

Например, какой?

Есть хорошие книги Владимира Леви — «Искусство быть другим» и «Искусство быть собой». Они прекрасно подходят для самостоятельной психотерапии.

А будет ли толк от таких занятий?

В идеале, вы осознаете особенности своей манеры общения, изложения мыслей, поймете, что вам нужно изменить в себе.

То есть в тренинги по актерскому мастерству вы не верите?

Почему? Верю. Я не верю в дилетантство — и вам не советую.

И все же, чем вы занимаетесь на занятиях? Какое у вас сложилось впечатление от ваших слушателей?

Я вижу, что среди бизнесменов немало артистически одаренных людей. На первом занятии я даю специальное упражнение, и многие с удивлением узнают, что они потенциальные артисты.

Что это за упражнение?

Например, я показываю обыкновенную шариковую ручку и говорю: представьте себе, что это мобильный телефон, наберите номер мамы или жены, поговорите с ней, расскажите, чем мы сейчас занимаемся.

И что это дает?

Человек понимает: если он справился, представил себе, что ручка — это телефон, значит, у него достаточно фантазии. Человек реагирует на воображаемый предмет как на настоящий, выходит, у него есть задатки актера.

Какие вопросы предприниматели задают чаще всего?

Иногда очень наивные. Могут спросить, как завладеть вниманием масс.

Что вы отвечаете?

Что для этого надо иметь определенные данные, программу и целый штат специалистов, которые подготовят эту массу к вашему появлению. Готовя выступление, нужно понять, когда слушателям станет скучно, когда необходимо дать им расслабиться, а когда снова собрать внимание, чтобы провести свою мысль до конца, и соответственно выстраивать речь. Мои собеседники вообще часто путают две принципиально разные вещи — имидж и актерское мастерство. Но человек, который хочет быть убедительным, в первую очередь должен иметь идею. Скажем, Адольф Шикльгрубер брал уроки актерского мастерства, это общеизвестно. Но наивно полагать, что именно это помогло ему в дальнейшем подчинять себе массы. Да и не мог хороший артист научить его все время держать руки на причинном месте! Другое дело, что Гитлер умел вводить себя в экстатическое состояние — но это уже его личные способности, а не заслуга того несчастного преподавателя актерского мастерства. И, что самое главное, у Гитлера была национальная идея, именно вокруг нее он сплотил людей, жаждавших национального реванша. Я категорически не принимаю такие идеи и привожу пример Гитлера с провокационной целью: хочу вывести собеседника на разговор о целях и средствах их достижения. Это охлаждает пыл любителей задавать каверзные вопросы.

Так вот, если ты уверен в идее, которую предлагаешь, то ты заражаешь своей уверенностью потенциального партнера, поэтому он и будет участвовать в ее реализации. Но когда человек подходит к бизнесу только как к способу заработать максимальное количество денег, то мне с ним и говорить не о чем.

Не могли бы вы кратко сформулировать, чему вы учите своих слушателей?

Важно уметь описывать и анализировать структуру, в которой находится человек. Для этого нужно выйти за ее пределы. Но выйти за пределы своей жизни нельзя — если, конечно, вы не параноик со склонностью к суициду. А театр дает такую возможность. Чтобы умозрительно выйти за пределы структуры и правильно ее смоделировать, ее надо театрализовать. Это позволит правильно анализировать любую ситуацию — цели, задачи, последствия и прочее. Бизнесмен — поистине театральная фигура, ведь он воплощает в себе три театральные профессии: он и драматург, который пишет «пьесу», и режиссер, который ее ставит, и актер, который ее играет.

Польза такого метода в том, что бизнесмен может проанализировать, а в нашем конкретном случае и обсудить коллизии, мотивы, конфликты, тупиковые ситуации из реальной жизни, но на примерах мировой драматургии. А проанализировав театральную ситуацию, мы иначе напишем свою реальную «пьесу».

Именно этим мы и занимаемся на занятиях: берем пьесу и разбираем ее, играем по ролям и анализируем. Это очень полезно — увидеть систему со стороны.

То есть я могу перед важной сделкой найти какую-то пьесу и сравнить с ней свою ситуацию, чтобы правильно ее оценить?

Думаю, да. Читать драматургические произведения вообще очень полезно. Проблема лишь в том, что у предпринимателей нет на это времени. Поэтому многие из них так поражаются, когда узнают свою ситуацию в классических пьесах.

Безусловно, людям бизнеса важно смотреть на свои проблемы со стороны — но не только с позиций классического маркетинга и менеджмента.

Можно ли самостоятельно применять этот метод?

Думаю, да, хотя, зачем-то люди приходят ко мне... Дело в подходе: вещи, о которых я им говорю, принципиально отличаются от того, чему их учат на западных тренингах для лидеров. Я предлагаю «промывку мозгов».

Я беру конкретную ситуацию, скажем из «Ревизора», и мы вместе начинаем ее разбирать. И тут выясняется, что люди с высшим образованием неверно анализируют классическую сцену. Тогда я предлагаю сыграть ее по ролям. Например, сцену дачи взятки. Эта ситуация большинству моих собеседников известна не понаслышке. Но через пять минут игры они уже хохочут, понимая, насколько сковано их мышление.

А что они делают не так?

Они слишком прямолинейны — именно потому, что неверно анализируют предлагаемые обстоятельства, неправильно формулируют конечную цель и, самое главное, недиалектично к ней подходят.

Что значит «недиалектично»?

Когда вы ставите перед собой цель и не достигаете ее, то испытываете стресс. А если вы закладываете в свою «пьесу» два варианта — и выигрыша, и проигрыша, то при любом исходе получаете удовольствие. В случае поражения вы отмечаете недочеты, которые допустили при анализе ситуации. Если человек изначально готов к любому исходу, то, потерпев поражение, он не уходит в загул и не впадает в депрессию: ему интересно, как обстоятельства изменили им же написанную и поставленную «пьесу». Но если результат важнее процесса, то вы попадаете в тупик («да, я заработал миллион, но ведь кто-то заработал больше»). Важно, как вы определяете свою конечную цель. Лучше всего ставить перед собой такую цель, к которой вы будете идти всю жизнь, не останавливаясь. Мне кажется, добиваются успеха или по крайней мере не останавливаются в своем развитии именно те бизнесмены, которые не зациклены на узких целях. Такие люди обычно и пытаются анализировать свои ошибки, а я им советую получать при этом удовольствие.

Вы утверждаете, что очень важно получать удовольствие от процесса. Что вы имеете в виду?

Приведу пример. Я вполне прилично играю в шахматы, но часто проигрываю компьютеру. И я не расстраиваюсь, а учусь в процессе и, разбирая очередную партию, получаю удовольствие, понимая, какие ошибки допустил.

В начале разговора вы говорили о культурном багаже. Вы правда считаете, что культура важна для бизнеса?

Без общей культуры не бывает культуры производства, культуры бизнеса и культуры управленческого аппарата. Культура — это выработанные человечеством нравственные законы. Если у людей нет нравственной основы, все попытки удвоить ВВП обречены на провал.

К тому же чем выше уровень культуры, тем больше покоя во внутреннем мире человека, а покой дает ему возможность видеть мир объемно. Когда я говорю, что, театрализуя реальную жизнь, важно получать удовольствие и от выигрыша, и от проигрыша, мои слушатели часто не понимают меня. Они не осознают, что бизнес — это часть жизни и он подчиняется общечеловеческим законам.

Что вы делаете, чтобы они поняли вас?

Я стараюсь раскрепостить их мышление. Чтобы поставить спектакль, нужно проанализировать обстоятельства, которые привели к тем или иным событиям, а для этого — полностью погрузиться в «роман жизни», в исторический и социальный контекст. За это отвечает так называемый аналитический тип мышления, свойственный работникам интеллектуального труда. Но в театре необходимо сочетать холодный ум с пылкой эмоциональностью, которая напрямую связана с фантазированием. Вот этот эмоционально-аналитический тип мышления я и пытаюсь развивать у бизнесменов. Кстати говоря, именно это больше всего их и интересует.

И как вы раскрепощаете мышление?

Я даю некий текст, совсем короткий диалог, и прошу сыграть влюбленность, ненависть, еще какие-то эмоции. Все на основе одного и того же текста.

Но с разными эмоциями?

Нет, с разной верой в обстоятельства. Ведь при общении человек тонко улавливает разные интонации.

Разве нельзя их скрыть?

Неужели вы думаете, что, когда разговариваете с партнером, он не слышит вашу интонацию? Ведь то, что вы скажете, он и сам знает. Вам важно настроиться на определенное отношение к партнеру, потому что интонация выдаст вас с головой.

Неорганичность всегда видна. Почему люди прячут глаза? Потому что, когда слова не соответствуют выражению глаз, это заметно. Вообще мало кто умеет вести диалог, слушать и слышать.

Наверное, любому бизнесмену прежде всего важен результат и, как следствие, методы его достижения…

Если вы хотите освоить ту или иную методику, вам сначала нужно понять свои цели. Но вы правы: многие хотят, чтобы их научили в нужный момент надевать нужную маску. В жизни это умение абсолютно лишнее.

А если необходимо, скажем, во время переговоров сыграть уверенность …

Как только вы таким образом сформулируете задачу, считайте, что вы проиграли. Ведь это значит, что вы не уверены даже не в себе, а в своей программе. Хотите быть органичным — не играйте, оставайтесь самим собой.

Возвращаясь к вашим тренингам: вы показываете слушателям преимущества диалектического мышления только на примере классических произведений или обращаетесь к жизненным ситуациям?

Чтобы показать важность правильного анализа, я привожу и жизненные примеры. Предположим, есть фабрика, которая выпускает плохую обувь, — нерентабельная, запущенная. А вы уверены, что люди должны носить хорошую обувь. Оценив перспективы своего бизнеса, вы акционируете фабрику и пытаетесь наладить производство. Но для этого вам нужны новые станки, лекала, квалифицированные рабочие, качественные материалы. А что делать со старыми рабочими? Многие скажут: увольнять. Но ведь вы оставите без средств к существованию многих людей. Иначе говоря, возникает конфликт между вашей благой целью и средствами, которыми вы пытаетесь ее достичь. Значит, вы не совсем верно проанализировали ситуацию — рассмотрели ее только с точки зрения бизнеса и не учли социальный и исторический аспекты. Я предлагаю слушателям такой сюжет и спрашиваю: что вы будете делать? Большинство подходит к проблеме прагматически. В результате возникает игровая ситуация и бизнесмены начинают доказывать свою правоту. Но в их душу закрадывается сомнение: может, действительно они неправильно оценили обстоятельства?

Но ведь этот метод действует, только если у человека благие намерения…

А кто же еще станет поднимать фабрику? Другой-то будет просто покупать обувь за границей и спокойно перепродавать ее здесь.

Я сознательно ставлю своих собеседников в тупиковую ситуацию, чтобы они искали выход, не думая о личном обогащении, а уходили в в другие сферы — творчество и анализ. Этот метод применяется в театре: здесь давно уже существуют такие понятия, как «предлагаемые обстоятельства», «исходные события», «сюжетообразующие события», «центральные события», «главные события», «конфликт», «сквозное действие» и т.д.

Дело в том, что западные системы бизнес-образования культивируют психологию действия, и это, разумеется, очень важно. Но при этом никто из участников наших бесед не говорит о творчестве как о конечной цели человеческой деятельности.

Как ваши слушатели воспринимают то, о чем вы говорите на занятиях?

Сначала многое кажется им наивным. Но их отношение постепенно меняется, когда мы разбираем пьесу. Тогда и начинается разговор о перспективе — это, кстати, термин, придуманный еще Станиславским. Существует так называемая перспектива роли — то, чего ты хочешь добиться. И когда речь заходит о конечной цели, на первый план выходят разные нравственные проблемы, из-за которых бизнесмены попадают в тупик.

Какие?

Я спрашиваю их: чего вы хотите добиться, занимаясь бизнесом? Сначала они говорят о каких-то пустяках, а потом, углубляясь, мы выясняем, что конечная цель для многих из них — отнюдь не только накопление материальных благ.

То есть они неправильно определяют конечную цель?

Дело не в этом — они вообще не думают о своих целях, находясь внутри системы. И в результате не могут описать ее, познать законы, по которым она живет. А чтобы показать, что такое — эмоционально-аналитическое мышление, не читая при этом лекции по этике и морали, проще всего театрализовать жизнь. Ведь все, что происходит в жизни, да и в бизнесе, уже давно описано. И я им говорю: посмотрите, что по этому поводу думают умные люди.

Это тоже диалектическое мышление?

Да. Дело в том, что люди начинают мыслить диалектично, когда видят ситуацию как бы сверху — не только в масштабе своей компании, но и на фоне глобальных процессов.

Как зритель в театре?

В том-то и дело, что бизнесмены — не просто зрители, они — драматурги, режиссеры и актеры. И когда я им это объясняю, они, в силу природного тщеславия и огромной внутренней энергии, увлекаются. Что, если не просто пытаться переиграть партнера, а, взглянув со стороны на ситуацию, понять, зачем его обыгрывать. Или подумать: нужно ли вообще это делать? Может, имеет смысл проиграть, чтобы ваш более сильный конкурент думал, что вы слабее, чем на самом деле. С точки зрения чистого бизнеса это кажется абсурдным. И если я бизнесмену скажу все это в лоб, он и слушать меня не станет. А на примере пьесы он увидит, что, пожертвовав фигуру, можно выиграть партию. Действуя таким образом, он сам создает и ставит свою «пьесу». Безусловно, иногда предприниматели интуитивно так и поступают, но важно показать им эту особенную роль бизнесмена — драматурга, режиссера, актера.

Но ведь бизнес — это всегда противостояние, стремление к победе. А вы утверждаете, что иногда лучше проиграть. Нет ли тут противоречия?

На занятиях я всегда говорю: человек не может в каждый момент быть победителем — нельзя на этом строить жизнь. В конце концов он просто сломается или его обойдут конкуренты. Этот подход, культивируемый, кстати, западными системами образования, ведет к стрессу. Я предлагаю играть в бизнес, а не, говоря образно, убивать и не убиваться самому ради бизнеса. Следуя такому принципу, начинаешь философски смотреть на мир, обретаешь внутренний покой и гораздо реже испытываешь стресс.

Скажите, какие аспекты актерского мастерства, по вашему мнению, могли бы быть полезными для бизнесменов?

Работа над собой ради обретения чувства абсолютной свободы. А вообще, я думаю, бизнесменам полезно встречаются с людьми из самых разных сфер деятельности, в том числе и с людьми театра. Ведь «Театр — это зеркало, поставленное перед природой», как сказал знаток человеческой натуры Вильям Шекспир.