Чему вас научила первая работа | Большие Идеи

? Личные качества и навыки

Чему вас научила
первая работа

Как ответы о первом рабочем опыте характеризуют человека

Автор: Мария Макарушкина

Чему вас научила первая работа
frank mckenna / Unsplash

читайте также

Семь правил успешных рассказчиков

Джей Ди Шрамм

Страшное дело: почему сотрудники боятся вас и кажутся «неидеальными»

Вячеслав Таранов

Совершенствуем свой мозг

Джурветсон Стив

Шесть советов для тех, кто решил уволиться

Мелоди Уилдинг

Вы можете забыть многие события в вашей жизни, даже довольно значимые (особенно если вам больше 40 лет), но наверняка помните свою первую настоящую работу. Не студенческие подработки, а именно работу. Вспомните свои собственные ожидания, волнения, новые взаимоотношения, первые серьезные задания и требования, столкновение с реальностью, первые испытания, оценку первых результатов.

Я сама прекрасно помню, как первый раз вышла на работу: собственное смущение, знакомство, приветливые улыбки одних будущих коллег и настороженные взгляды других, попытки быстро разобраться – что именно от меня требуется, как я могу лучше проявить свои знания. Отношения с руководителем были непростые, как и его характер. В этой компании я проработала два года. Многому научилась, пережила несколько серьезных успехов и несколько откровенных провалов (кстати, с унизительным публичным порицанием и дальнейшим лишением премии). Но главный вывод, который я сделала на своей первой работе, можно сформулировать приблизительно так: «Не надо унывать, когда все вдруг разворачивается по худшему сценарию, ведь ветер переменится. Но именно поэтому не надо и долго праздновать победу».

Опыт первой работы чрезвычайно важен, ведь именно он задает «вектор» развития карьеры, формирует мотивацию, влияет на отношение человека к коллективу, оказывает мощное воздействие на рабочую самооценку. Я уверена, что тот психологический опыт, который человек выделяет как наиболее значимый на первой работе, очень информативен. Он свидетельствует о наличии или отсутствии определенных личностных качеств и черт характера. Если вы зададите человеку вопрос о том, чему научила его первая работа, то последующий ответ может быть вполне диагностичен. По крайней мере, на его основе можно выдвинуть гипотезы о наличии/отсутствии у человека определенных качеств или приоритетной мотивации, требующие, конечно же, неоднократных проверок в ходе дальнейшего общения. Алгоритм формирования гипотезы несложный. Ответ является либо подтверждением того, что человек и так знал/считал/воспринимал в то время, либо, наоборот, указывает на отсутствие такого понимания/восприятия/качества/мотивации. Сразу отмечу: свой вывод про опыт первой работы человек делает в настоящий момент в ответ на заданный вопрос. Так что его слова, естественно, «фильтруются» опытом всей его последующей жизни, сегодняшним пониманием себя, своих установок, устремлений, актуальным образом «Я».

Приведу несколько кратких примеров таких ответов, полученных мною от представителей бизнеса высшего и среднего звена, и очень простых гипотез по «расшифровке» их слов. Эти примеры помогут заинтересованному читателю интерпретировать более развернутые и сложные ответы из собственной жизни.

«Главное знание, которое я получил на своей первой работе такое: мир несправедлив». Тут гипотезы о внутренних установках очевидные и верной окажется одна из них: либо человек базово слишком позитивен и даже наивен в восприятии мира (а установки «мир хорош» или «плох» складываются в раннем возрасте и тяжело поддаются изменениям) и всякий раз удивляется, когда реальность (в частности, события/проблемы на первой работе) показывает ему иную грань. Либо, наоборот, он с детства воспринимает мир как несправедливый и опыт первой работы (судя по всему, скорее негативный) подтверждает его глубинное ощущение.

«Надо работать только с теми коллегами/руководителями, которые могут научить чему-то стоящему». Первая гипотеза: человек очень нацелен на собственное профессиональное развитие, он готов «вкладываться», учиться; его, в первую очередь, интересует карьерный рост и те возможности, которые открываются для молодых талантов при наставничестве со стороны вышестоящих работников. Он практичен, целеустремлен, знает, чего он хочет. Но есть и вторая гипотеза относительно этого человека (вовсе не противоречащая первой): он может быть снобом с завышенной самооценкой; индивидуалистом, работающим только «на себя» и свое будущее, предпочитающим избирательный и исключительно рациональный подход в рабочем общении.

«Работа — это постоянный адский стресс». С одной стороны, такой вывод может сделать человек с повышенным уровнем тревоги, очень высокой степенью ответственности (часто вызванной именно базовой тревогой); не очень устойчивый к напряжению и давлению. С другой, восприятие/«запечатление» первой работы как непрерывного стресса, может свидетельствовать о недостаточной адаптивности, нерасторопности, слабой сообразительности молодого сотрудника, его неумении планировать свою деятельность.

«Первая работа — это наглядная профориентация: ты можешь почувствовать на собственном опыте – твое это дело или не твое». Такое суждение свидетельствует о конструктивном и уверенном отношении человека к самому себе и собственному выбору. С высокой вероятностью этот сотрудник обладает гибкостью, высокой самооценкой, готов к переменам и не боится менять профессиональный путь, если тот на проверку окажется неоптимальным.

«Люди могут в глаза говорить одно, а за глаза противоположное». Если это главный вывод, который делает человек о своей первой работе, то возникает очевидная гипотеза, что он не умеет формировать конструктивные отношения с людьми, считает себя всегда правым или «жертвой» чужих манипуляций, своими действиями может наживать врагов, склонен к конкуренции, к обвинению во всех проблемах только окружающих. Да и в целом он, скорее всего, негативно настроен к людям, ожидает от них подвоха.

«Умей говорить «нет», умей постоять за себя». Такие слова, сказанные про первую работу, возможно, свидетельствуют о глубинной неуверенности человека, его робости, тревожности, неспособности себя «защищать», о слабых социальных навыках. Умение «постоять за себя» возникает довольно рано (вспомните, как отличаются в этом плане дети уже в детском саду) и если ко времени первой работы человек так этому и не научился, то его ожидают серьезные трудности. Однако если перед вами уверенный человек, значит, действительно этот опыт пошел ему на пользу. То есть он в итоге научился демонстрировать уверенность и отстаивать свои интересы.

«Мой главный вывод на первой работе такой: не надо говорить лишнего». Обычно словоохотливые, общительные люди прекрасно понимают, что их язык быстро становится их врагом. Но на практике редко могут себя сдерживать, даже если регулярно получают негативный опыт. Поэтому такой вывод свидетельствует, скорее всего, о том, что перед вами очень разговорчивый и доверчивый сотрудник, который, найдя внимательного слушателя, легко теряет бдительность и готов открыто говорить обо всем на свете.

«Работа — это рутина, поэтому надо постоянно искать в своей деятельности дополнительный смысл». Это прекрасный вывод зрелого человека, умеющего трудиться. Он отдает себе отчет в том, что работа — это не всегда творческий и радостный вызов, что работа, может порой быть монотонной, тяжелой, скучной. Скорее всего, этот сотрудник устойчив к рутине и способен к эффективной самомотивации в тех случаях, когда работа становится однообразной и не самой увлекательной.

«Мои самые благие намерения все равно не могут переделать сложившуюся систему, установившейся порядок. Это я понял на первой работе». С одной стороны, действительно, намерения молодого выпускника вряд ли могут всерьез повлиять на устоявшуюся корпоративную систему. Для масштабных перемен требуются ресурсы и сильная, авторитетная фигура (чаще всего это первое лицо или наделенный широкими полномочиями его первый заместитель). С другой стороны, человек, сделавший именно такой грустный вывод о своей первой работе, явно склонен к пессимизму. К тому же позиция собственной «беспомощности» («Ну что я могу сделать?») позволяет полностью снять с себя ответственность за любые неудачи — как актуальные, так и будущие.

«Главное, чему я научился на первой работе — всегда оценивать, как мои слова и действия выглядят со стороны, как воспринимают меня другие сотрудники». Об этом человеке напрашивается такая гипотеза: он тревожен, постоянно анализирует свои поступки, всегда мобилизован и внутренне напряжен, обладает низкой самооценкой и страдает от этого, интроверт, хочет признания, внимателен к тонким сигналам, наблюдателен, редко позволяет себе расслабиться, быть спонтанным. Такие люди часто интересуются практической психологией, работой по саморазвитию.

Конечно, все гипотезы о людях, поделившихся своими воспоминаниями и выводами о первой работе, следует непременно проверять дальнейшими вопросами, откровенной беседой, а еще лучше практикой: решениями и действиями. Но самая интересная задача — сформулировать выводы про свою первую работу и подумать о собственных чертах характера, установках и мировоззрении.

Какие из них проявились в этих выводах? Удалось ли через призму того периода увидеть себя с новой неожиданной стороны? Как опыт первой работы проецируется на вашу сегодняшнюю жизнь? Как он помогает? От чего предостерегает? Попробуйте, это очень познавательное упражнение.

Об авторе. Мария Макарушкина — партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг», руководитель практики «VIP-консультирование»