Самый сложный вопрос: что рассказать о себе на собеседовании | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Самый сложный вопрос: что рассказать о себе
на собеседовании

Что нужно сделать, чтобы произвести впечатление на рекрутера

Автор: Джоел Шварцберг

Самый сложный вопрос: что рассказать о себе на собеседовании
STEVEN COUTTS PHOTOGRAPHY/GETTY IMAGES

читайте также

Римас Туминас: «Мне нравится словосочетание "эффективный театр"»

Римас Туминас

Три совета тем, кто хочет стать CEO

Елена Лыткина-Ботельо,  Ким Розенкеттер Пауэлл,  Николь Вонг

Новый подход к вознаграждению и оценке работы

Клементи Джан,  Кули Томас

6 способов повысить свою личную продуктивность

Тони Шварц

Самым сложным на собеседовании оказывается вопрос, который, с точки зрения интервьюера, может показаться одним из простейших: «Итак, расскажите о себе».

Вопрос выглядит просто, ведь кажется, что он дает соискателю полную свободу: никаких гипотетических сценариев, никаких просьб о примерах из жизни, никаких технических задач, ни даже этого жуткого: «В чем ваш главный недостаток?» Просто… «расскажите мне что-нибудь».

Но вопрос только кажется простым. Тема задана настолько широко, что несет в себе больше рисков, чем возможностей, ведь не предусмотрено никакой структуры ответа. Пустой холст без единой подсказки. И вы мысленно перебираете бесконечные варианты:

  • Рассказать ли о своей жизни?

  • Пробежаться ли по опыту работы?

  • Поделиться ли своими хобби и любимыми фильмами?

  • Поговорить ли о прошлой работе и начальнике?

Ситуация похожа на большое совещание, на котором руководитель хочет «узнать мнение собравшихся» и предлагает каждому «вкратце высказаться». Не успеете оглянуться, и половина совещания уже прошла, а ваш коллега Гус все еще о чем-то бубнит.

Я часто наблюдаю эту проблематичную ситуацию на своих занятиях и семинарах по аргументации: высказывание без конкретной идеи. Либо говорящий не знает, как сформулировать свою основную идею, либо подменяет ее общими понятиями, темами, фактами или толкованиями.

Вашему потенциальному работодателю больше всего от вас нужна основная идея («Я лучше всего подойду на эту должность»), а не пересказ содержания автобиографии («Все, что вспомню о себе»). Но как перейти от широкого вопроса интервьюера к конкретному и отточенному аргументированию вашей основной идеи? Для начала — не терять ни своего, ни чужого времени.

Не ограничивайтесь только биографией

Чтобы осилить этот вопрос («Расскажите, пожалуйста, о себе»), для начала полезно вспомнить, что из резюме интервьюер уже знает о вашем трудовом стаже. Монолог с изложением сведений с вашей страницы в LinkedIn — занятие бессмысленное, однако соискатели постоянно к нему возвращаются. Помните: собеседование больше похоже на сватовство, чем доказательство компетенций. Если бы вам недоставало компетенций, вас не позвали бы изначально.

Специалист по карьерному росту Джон Лис рекомендует подходить к интервью, как к кастингу. По его словам, необходимо «представить, что ваши интервьюеры прокручивают в голове фильм, в котором вы работаете с их коллективом, показываете презентацию их начальнику, разговариваете с клиентами и акционерами».

Сейчас не лучшее время, чтобы раскрывать личную информацию о вашей жизни, семье, недавнем отпуске и интересе к кукольному театру. Этого можно будет коснуться позже, когда собеседование уже будет подходить к своей заключительной фазе. В данный момент извлеките максимальную выгоду и в первую очередь постарайтесь произвести серьезное первое впечатление. Даже если и вам, и вашему работодателю нравится кукольный театр, для получения работы от этого обстоятельства пользы будет немного.

Формулирование основной идеи в этом контексте будет состоять из двух этапов, важно будет заблаговременно подготовиться. Во-первых, определите, что именно организации нужно от человека на рассматриваемой позиции. Во-вторых, выстройте свой ответ таким образом, чтобы из него следовало, что вы и есть тот человек, который лучше всего соответствует задачам.

Определите, что нужно организации

Определить потребности организации — значит тщательно изучить описание должности, как карту сокровищ, секреты которой надо разгадать. Фразы наподобие «требуется», «должен иметь» или «крайне желательно» означают ровно то, что написано, так что уделите им особое внимание при планировании. Пункты ниже, с обозначением «предпочтительно», чаще всего менее важны, даже если вы им соответствуете. Обратите особое внимание на написанное под заголовками «Что мы ищем» и «Что нам нужно». Это самые очевидные прямые попадания.

Иногда ваши навыки соответствуют описанию задач, но указанная вами должность и специализация — нет. «Сделайте так, чтобы ваша анкета оказалась в числе приоритетных, подготовьте продуманное объяснение, почему имеющиеся у вас навыки отвечают требованиям вакансии, даже если название отличается, — пишет Тэмми Джонс, гендиректор Strategy and Talent Corporation. — Например, специалисты по работе с клиентами подходят на должности кредитного инспектора, регистратора в отеле, бухгалтера и секретаря приемной».

Тон описания вакансии также может о многом рассказать. Тексты, написанные изящно, поданные в форме личного обращения и содержащие прямое указание — «чувство юмора приветствуется», могут означать, что в компании любят неформальное общение. Напротив, крайне официальное объявление о поиске сотрудника может сигнализировать о консервативности рабочего места, где ожидается серьезное отношение к работе.

Далее, зайдите на сайт организации, откройте раздел «О нас» и узнайте о корпоративной культуре и главных ценностях. О чем говорится больше: об исполнительности и удовлетворении запросов клиента или о поддержке сотрудников и балансе между работой и личной жизнью?

Основываясь на этих двух источниках, запишите три личных характеристики, которые требуются работодателю больше всего. Концентрируйтесь на качествах («инициативный человек», «командный игрок» или «ориентируется в здравоохранении»), а не уровне квалификации (вроде «диплом MBA» или «пять лет опыта в смежной области»).

На основе этой информации дополните предложение: «Они ищут человека, который…», и запишите то, что получилось.

Удовлетворите эти нужды

Теперь немного скорректируйте формулировки по модели: «Я — человек, который…» или: «Мой подход к работе заключается в…».

Вспомните пример из своей профессиональной жизни, который может проиллюстрировать, как вы проявляете интересующее потенциального работодателя качество в каком-то другом деле. Желательно в таком, где условия задачи близки к условиям работы в компании, в которой вы хотели бы работать. Не стесняйтесь приукрашивать детали для более точного соответствия, но не занимайтесь подлогом с главными элементами истории. Держите в голове, что люди могут почувствовать ложь или злостное преувеличение за версту, даже если это не так (в данном случае это неважно).

Практика — залог мастерства

Сведите воедино рассказ о себе («Я — человек, который…») и вашу историю и практикуйтесь, рассказывая их вслух, будто бы отвечая на вопрос. В режиме тренировки у вас будет искушение просто пробубнить ответ, но не ленитесь. Практиковаться важно, поскольку это не мысленное упражнение, это упражнение физическое: нужно добиться, чтобы вы могли складно излагать свои мысли вслух.

Сведите все воедино

Давайте опробуем все это на вымышленном сценарии. Вы откликаетесь на вакансию руководителя службы поддержки клиентов в крупную кабельную компанию CableAble. Просмотрев сайт CableAble, вы обнаружили, что отличительным признаком их бренда является высокое качество работы с клиентами, и «поддержка» — одна из их Главных Ценностей. В описании вакансии упоминается, что «сильные коммуникационные навыки» крайне предпочтительны.

Настает день собеседования. Вы садитесь, и в начале разговора вам говорят:

«Итак, расскажите о себе».

Но теперь вы знаете, какой ответ будет неправильным. А вот такой оптимальный:

«Я всегда был душой компании. Даже в школьные годы мне больше всего нравилось общаться с людьми, даже с незнакомыми. Особенно если я мог как-то им помочь. Вот почему я был штатным консультантом, многие годы работал в сфере услуг и выбрал карьеру в службе поддержки. Это также одна из причин, по которой мне крайне импонирует подход CableAble к клиентам: уважение, неравнодушие, открытость. В последнее время моей профессиональной целью было помочь людям научиться и развить сильные навыки работы с клиентами. В этом соединяются мое неизменное стремление помогать людям и мое увлечение сферой работы с клиентами».

Такой ответ можно назвать идеальным главным образом потому, что в нем вы увязываете информацию о себе и вашу личную историю с брендом компании и ее главной потребностью и в то же самое время отвечаете на вопрос прямо.

Если вы способны четко сформулировать потребности организации и с их учетом грамотно презентовать себя с подходящей историей, вы не просто произведете сильное впечатление. Вы будете на голову выше других соискателей. Почему? Потому что, в отличие от них, вы не только рассказали работодателям о себе — вы указали, чем именно вы можете быть для них полезны.

Об авторе. Джоел Шварцберг (Joel Schwartzberg) курирует взаимодействие с руководителями в крупной НКО, является профессиональным коучем по презентациям и автором книги Get to the Point! Sharpen Your Message and Make Your Words Matter.