Почему вам пора навести порядок на рабочем столе | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему вам пора навести порядок на
рабочем столе

Как беспорядок влияет на производительность и отношения с людьми

Автор: Либби Сандер

Почему вам пора навести порядок на рабочем столе
DEBORAH VAN KIRK/HBR STAFF/GETTY IMAGES

читайте также

Инфографика: Кто ваши лучшие продавцы?

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

Модель, меняющая отрасль

Ладас Костас,  Лок Кристоф,  Стелиос Кавадиас

Три бесценных совета молодым сотрудникам отдела продаж

Дэвид Пример

Физическая среда, в которой мы работаем, оказывает значительное влияние на качество работы. Если рабочее место в беспорядке, в голове — сумбур.

Посмотрите на это с точки зрения логистики: мы теряем ценные рабочие минуты каждый раз, когда ищем на заваленном столе какую-либо бумагу. То же самое относится и к тем, кто работает с электронными документами: международный опрос показал, что работники теряют до двух часов в неделю на поиски потерянных файлов.

Но беспорядок влияет на нас и косвенным образом. Мое исследование и исследования других специалистов демонстрируют, что физическая среда сказывается на познавательных способностях, эмоциях и поведении, что, в свою очередь, оказывает воздействие на принятие решений и отношения с другими людьми. Захламленное пространство может отрицательно влиять на уровень стресса и тревожности, на способность сосредоточиться, на выбор продуктов питания и даже на качество сна. Значительная часть исследований (и общественного энтузиазма), связанных с порядком и беспорядком, посвящены домашней среде, но в условиях, когда стресс на работе ежегодно обходится американскому бизнесу в $190 млрд только за счет медицинских расходов, пора осознать, какую роль беспорядок играет в нашей рабочей жизни — и ликвидировать его.

Беспорядок влияет на наш мозг и работу

Возможно, вы думаете, что переполненные шкафы для хранения документов или стопки бумаги на столе не мешают вам. Но ученые из Института нейробиологии Принстонского университета использовали функциональную МРТ и другие методы, чтобы продемонстрировать, что наш мозг любит порядок, и что постоянные визуальные напоминания о неорганизованности истощают наши когнитивные ресурсы и сокращают способность сосредотачиваться. Они также обнаружили, что, наведя порядок на своем рабочем месте, участники исследования начинали лучше концентрироваться и обрабатывать информацию, и их производительность росла.

В исследовании, посвященном эффектам домашнего беспорядка, говорится, что люди, которые чувствовали, что не справляются с количеством вещей в своих домах, больше склонны к прокрастинации. Другое исследование показало, что люди, живущие в захламленных домах, прибегают к злоупотреблению нездоровой пищей и просмотру ТВ, чтобы справиться со стрессом. Неизвестно, распространяется ли эта тенденция на офисную среду, но не исключено, что захламленные рабочие места приводят к тому, что сотрудники едят нездоровую пищу в перерывах и проводят меньше времени за работой.

Беспорядок также может влиять на психическое здоровье в целом, повышая уровень стресса, тревожности и подавленности. Так, проводившееся в США в 2009 году исследование обнаружило, что уровень гормона стресса кортизола был выше у матерей, которые жили в захламленных домах. Как известно, повышенный уровень кортизола в течение длительного времени может вызвать тревожность и депрессию. Интересно, что модель работает и в обратную сторону. Исследователи из США изучили взаимосвязь стресса и беспорядка на рабочем месте и обнаружили, что из-за стресса и эмоционального истощения работники медлят с принятием решений и держат под рукой больше материалов по текущим задачам, что ведет к беспорядку на столе.

Беспорядок может влиять и на наши отношения с другими людьми. Одно исследование показало, что обладателей неубранных рабочих мест считают менее ответственными, более нервными и менее приятными в общении, чем их организованных коллег. Подобное восприятие сотрудника отрицательно сказывается на том, как другие взаимодействуют с ним, и может иметь негативные последствия для его карьеры.

Что можно сделать?

Проверенный способ контролировать беспорядок на рабочем месте — регулярная уборка, которая не дает накапливаться ненужным вещам. Не запускайте ситуацию настолько, чтобы уборка превращалась в форму прокрастинации. Если вы работаете из дома, создание специального пространства поможет разграничить рабочие и домашние предметы.

Если вы управляете командой или организацией, установите специальные дни для уборки рабочего места, закажите в этот день пиццу и постарайтесь сплотить коллектив вокруг задачи, которую большинство людей не любят выполнять. Подумайте о том, чтобы установить политику чистого стола, которая регулировала бы порядок общего рабочего пространства. Поработайте с IT-отделом, чтобы предоставить сотрудникам инструменты для управления онлайн-документами и четкие инструкции о том, какие документы следует хранить, а от каких можно избавиться. Вам необходимо добиться баланса между удобством сотрудников и соображениями безопасности, а также не забывать о потребности работников в самоидентификации и автономии.

Наконец, не забывайте, что беспорядок — это не всегда плохо. Одно из исследований показало, что беспорядок на столе может способствовать креативности. Ученые обнаружили, что чистые и опрятные пространства мотивируют нас избегать риска и соответствовать ожиданиям, а беспорядок помогает смотреть на вещи по-новому и не бояться нарушать правила.

Таким образом, идеально убранный стол может говорить о нехватке креативности, а сильный беспорядок — посылать неблагоприятные сигналы о вашем характере и отношении к работе. Держите при себе документы, необходимые для работы над текущими проектами, но сопротивляйтесь желанию захламить рабочее место миллионом ненужных вещей.

Об авторе. Либби Сандер (Libby Sander) — доцент кафедры организационного поведения Школы бизнеса при Университете Бонда и директор проекта «Future of Work».