Зачем инженерам медитация | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зачем
инженерам медитация

Как практика осознанности может повысить креативность технических специалистов

Авторы: Бет Рикен , Шона Шапиро , Шеннон Гилмартин , Шери Шеппард

Зачем инженерам медитация
DIMITRI OTIS/GETTY IMAGES

читайте также

«Летуны» высшего звена, или Основные заблуждения, связанные с карьерои?

Моника Хамори

Мат как средство коммуникации

Ирина Пешкова

Рост в эпоху экономии

Гэри Гетц,  Гэри Хэмел

Золотой фонд HBR: пять статей Манфреда Кетса де Вриса

В технических профессиях есть сложные междисциплинарные задачи, решение которых требует креативного, инновационного подхода. Но курсы по подготовке инженеров едва уделяют этому внимание. В результате технические специалисты обладают сильными аналитическими навыками, но при этом могут испытывать трудности, если задание требует от них способности мыслить нестандартно. Согласно нашему исследованию, практика осознанности может помочь инженерам выйти за рамки привычного мышления, начать генерировать новые идеи и находить лучшие способы решения проблем.

Ценность дивергентного мышления

Типичное рабочее задание для инженера — создание устройств или систем и процессов, у которых могут быть конфликтующие цели и множество потенциальных способов применения. Процесс выполнения таких задач принято называть техническим проектированием. Команда инженеров берется за существующую проблему или обозначает новую, определяет ее масштаб, предлагает способы решения, оценивает каждую идею и выбирает оптимальный подход. На протяжении всего этого процесса работают два типа мышления: конвергентное и дивергентное.

Конвергентный способ означает линейное, пошаговое размышление над задачей, ведущее к единственно верному решению. Дивергентный же способ, отталкиваясь от первичной формулировки проблемы, исследует разные пути ее решения, генерируя множество идей. Специалисты используют дивергентное мышление на той стадии проектирования, когда идеи генерируются для того, чтобы обозначить наиболее широкий диапазон потенциальных решений. Конвергентное мышление используют для оценки каждой идеи и поиска оптимального подхода.

Чтобы решить проблему, необходимы оба типа мышления, но для поиска инновационных решений лучше всего подходит именно дивергентное. Однако навыки дивергентного мышления игнорируются на инженерных курсах, где более распространен линейный подход к изучению технической информации, относящейся к отдельно взятой узкой дисциплине. Таким образом, студенты становятся специалистами в узкой сфере, которые умеют лишь применять стандартные формулы к шаблонным задачам с «правильными» ответами.

Неудивительно, что при выходе на работу инженеры с трудом осваивают нестандартные подходы к решению задач. К счастью, есть множество способов тренировки дивергентного мышления, таких как мозговой штурм или «needfinding» (выявление потребностей пользователей — прим. ред.). Так, во время мозгового штурма участникам рекомендуют не торопиться с выводами и проявлять любознательность. А специалисты Института дизайна при Стэнфордском университете советуют быть в моменте, когда нужно разобраться с неопределенностью, и предлагают расслабиться и находиться в состоянии принятия, занимаясь прототипированием.

Все эти практики — составляющие фундаментальной человеческой способности, которая называется осознанность.

Как осознанность развивает дивергентное мышление

Осознанность определяют как умение концентрировать внимание, проявляя открытость, доброту и заинтересованность. Хотя психологи продолжают исследовать точные механизмы воздействия осознанности на дивергентное мышление, результаты исследований говорят о том, что между ними явно есть причинно-следственная связь.

Предыдущие исследования осознанности и дивергентного мышления рассматривали разные слои населения. Мы же попытались изучить связь между осознанностью, дивергентным мышлением и инновациями на примере студентов и недавних выпускников инженерных факультетов.

Мы провели два испытания. В первом мы исследовали воздействие 15 минут осознанной медитации на показатели дивергентного мышления среди 92 студентов инженерного факультета Стэнфордского Университета. Прошлые исследования показали, что для улучшения генерации идей среди среднестатистических студентов достаточно одной сессии медитации.

Перед началом эксперимента все участники заполнили анкеты с целью измерить исходный уровень осознанности. Затем участников поделили на экспериментальную и контрольную группы и попросили выполнить два задания на дивергентное мышление: обычное задание на генерацию идей (перечислить максимальное количество альтернативных способов использования кирпича) и задание на проектирование (перечислить все факторы, которые нужно учесть, проектируя подпорную стены при речном потопе). Прежде, чем приступить к выполнению заданий, участники экспериментальной группы медитировали в течение 15 минут, а контрольная группа посмотрела 15-минутный ролик о снижении стресса.

В обеих группах исходный уровень осознанности коррелировал с количеством и оригинальностью идей, которые участники записали в первом задании, и с числом факторов, которые они обозначили в задании на проектирование. Студенты-инженеры, которые, согласно анкетированию, обладали более высокой исходной осознанностью, лучше справились с задачами на дивергентное мышление.

Несмотря на то, что эксперимент продемонстрировал четкую связь между осознанностью и улучшенным дивергентным мышлением, эффект от одной 15-минутной сессии осознанной медитации был неоднозначным. Медитация повысила оригинальность ответов в задании на генерацию идей, но не оказала статистически значимого влияния на количество идей и перечисленных факторов в первом и втором заданиях.

Можно предположить, что 15 минут практики осознанности помогают улучшить оригинальность решений, но не их количество. Возможно, для того чтобы яснее понять, как осознанность влияет на количество идей, в будущих исследованиях стоит уделить тренировке этого навыка больше времени.

ПОДРОБНЕЕ О МЕТОДОЛОГИИ

Чтобы измерить осознанность, мы использовали шкалу «Mindful Attention Awareness Scale» и список «Curiosity and Exploration Inventory-II» и спросили участников, насколько им свойственно уделять внимание повседневным задачам и проявлять интерес к новым знаниям и неожиданному опыту. Чтобы измерить инновационную самоэффективность участников, мы спросили, считают ли они себя способными демонстрировать характерное для инноваторов поведение: задавать большое количество вопросов, генерировать идеи, наблюдая окружающий мир, и т. д. Выбирая признаки инновационного мышления, мы опирались на работу Джеффри Дайера, Хэла Грегерсена и Клейтона Кристенсена.

Во втором исследовании мы проанализировали результаты опроса примерно 1400 студентов-инженеров и недавних выпускников из США, чтобы изучить связь между осознанностью и инновациями. Оценивая исходную осознанность участников и их уверенность в собственных навыках инновационного мышления (так называемая инновационная самоэффективность), мы опирались на продольное Исследование студентов-инженеров, которым руководит один из авторов статьи Шерри Шеппард.

Мы обнаружили связь исходной осознанности и инновационной самоэффективности у всех участников выборки. Интересно, что сильнейшим предиктором инновационной самоэффективности выступил конкретный компонент осознанности — осознанный подход. Многие исследования делают акцент на внимательности как аспекте осознанности, однако наши результаты показывают, что более существенным аспектом является именно подход, с которым кто-то проявляет внимание, то есть открытость, доброта и заинтересованность.

Открытое и заинтересованное отношение к проблеме также называют «умом новичка», имея в виду способность по-новому взглянуть на задачу, готовность испытать разные способы ее решения. Открытость новому опыту позволяет нам с большей вероятностью находить связи между несвязанными на первый взгляд понятиями, выявляя оригинальные идеи. Доброта же — важный аспект самосострадания, который защищает от резкой самокритики и страха неудачи. Она побуждает брать на себя риск и исследовать неизведанные территории, позволяя находить новые решения. Осознанность питает оба эти качества.

Данные этого исследования важны как для работников сферы технического образования, так и для технических специалистов. Инженерам нужны аналитические навыки, однако, для того чтобы избежать фиксации на тех или иных подходах и легко воспринимать новую информацию, им также необходимо воспитывать в себе открытое и любознательное отношение к работе. Несмотря на предварительность выводов исследования, оно может быть полезным в дальнейшем изучении способов повышения осознанности среди инженеров и студентов технических факультетов.

Многолетний опыт исследований показывает, что практика повышает осознанность. Многие компании из списка Fortune 100, включая Google, Cisco, P&G и Facebook, интегрируют упражнения по осознанности в рабочий процесс для повышения креативности в работе, а также эмоционального интеллекта и благополучия своих сотрудников. Применяя данную практику внутри организаций, таким компаниям полезно думать и о том, как осознанность может улучшить дивергентное мышление, столь необходимое в техническом проектировании, и как осознанный подход, основанный на открытости новому опыту, а не только на внимании, может стать катализатором инноваций.

Об авторах

Бет Рикен (Beth Rieken) — аспирант кафедры машиностроения Стэнфордского университета.

Шона Шапиро (Shauna Shapiro) — профессор Университета Санта-Клары, автор, докладчик и всемирно признанный эксперт по осознанности.

Шеннон Гилмартин (Shannon Gilmartin) — старший научный сотрудник в Стэнфордской лаборатории инновационного женского лидерства и адъюнкт-профессор в области машиностроения в Стэнфордском университете.

Шери Шеппард (Sheri D. Sheppard) — профессор машиностроения в Стэнфордском университете.

* деятельность на территории РФ запрещена