Три способа справиться с домашним хаосом | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три способа справиться с
домашним хаосом

Чтобы преодолеть домашнюю суету, представьте, что вы на работе

Автор: Уитни Джонсон

Три способа справиться с домашним хаосом
NICK VEASEY/GETTY IMAGES

читайте также

Сам себе хозяин

Гошал Сумантра,  Хайке Брух

Работодатели вживляют чипы сотрудникам

Елена Горелова / «Ведомости»

Интеллектуальный подход к управлению лояльностью

Абхиджит Гуха,  Дхрув Грювал,  Томас Дейвенпорт

Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса

Ева де Мол,  Мелисса Кардон,  Светлана Храпова

Не так давно я провела почти три недели в дороге, посвящая свое время встречам и выступлениям в нескольких странах и ряде городов в США. Мне нравилось путешествовать и работать, но домой я вернулась с облегчением. Я настроилась на отдых.

Однако дома я не нашла то убежище от хлопот, на которое надеялась. Меня захватили не только рабочие дела, которые я оставила на время поездки, но и несметное количество задач, которые мне надо было выполнить для семьи, друзей и моего церковного прихода. И хотя я была рада взяться за них снова, отдохнуть у меня не получилось. Атмосфера дома была суетливой, изматывающей и слегка хаотичной.

Я выразила свое разочарование в моей еженедельной email-рассылке и была удивлена ответом аудитории. Многие, как и я, считают, что их жизнь на работе протекает более гладко, чем дома.

Здесь я должна отметить, что с тех пор, как мы с мужем переехали в Нью-Йорк вскоре после того, как я получила степень бакалавра музыки, я — главный кормилец в семье. Мой муж защитил докторскую диссертацию, а затем проходил постдокторскую практику в Мемориальном онкологическом центре им. Слоуна-Кеттеринга, а я неожиданно начала работать на Уолл-стрит. В конце концов мы переехали в Бостон, где я продолжила работать в области финансов, а он начал свою академическую карьеру в Медицинской школе Массачусетского университета. Через несколько лет он поменял свои планы и стал вести наше домашнее хозяйство. Признаю, что это — роскошь, которую не каждая семья хочет или может себе позволить.

В те годы я много работала и ездила в командировки и, по правде сказать, привыкла к тому, что со всеми домашними делами и заботой о детях хорошо справлялся мой супруг. Конечно, возвращаясь домой из офиса, я первым делом не включала телевизор, как типичный отец семейства из 1950-х, но моя роль в семье не сильно от этого отличалась. Во многие вопросы мне не нужно было вмешиваться. Дома я, в основном, отдыхала.

Однако несколько лет назад мой муж вернулся на постоянную работу в университете. Теперь он не только «хранит очаг», когда я в отъезде, но и справляется со сложными профессиональными и общественными обязанностями. Он трудится на два фронта: в университете и дома. Мне потребовалось некоторое время, чтобы это осознать, но теперь и мне нужно привносить вклад в наше общее дело.

Чтобы дома и в семье все было хорошо, необходимо использовать многие из тех тактик, которыми мы пользуемся на работе: планировать и составлять графики, принимать продуманные решения и уделять особое внимание людям.

Когда я на работе, я придерживаюсь четкого графика. Я учитываю каждую мелочь и оставляю время на неожиданные происшествия. Теперь я пытаюсь вести свою домашнюю жизнь таким же образом, чтобы справляться с бытом так же эффективно, проводить качественное время с семьей и восстанавливать свои силы. Я еще не до конца освоила этот подход (на работе оставаться организованной мне помогает ассистент!), но это не значит, что я перестану стараться.

Когда мне нужно принять важное решение на работе, я консультируюсь со своей командой. Последнее решение может быть за мной, но сначала я хочу услышать мнение каждого. Дома же мне всегда было проще принимать решения самостоятельно, иногда советуясь с семьей, а иногда — нет. Но все меняется. В настоящее время мы занимаемся переездом и вместо того, чтобы отдавать распоряжения, мы сознательно принимаем во внимание все мнения. Нашим детям уже 18 и 22 года, что облегчает ситуацию. Но, как я обнаружила в профессиональной жизни, молодое поколение (и даже дети) часто вносит ценный, а иногда и необходимый вклад.

На работе я тщательно слежу за развитием людей в моей команде: где они находятся на своей кривой обучения, как повышают квалификацию, что могут сделать, чтобы применить и улучшить свои навыки. Недавно мы воспользовались тестом Clifton Strengths Finder, чтобы определить сильные стороны нашей организации. Конечно, большинство родителей хотят, чтобы их дети стали успешными взрослыми. Но мы можем подходить к этому вопросу еще более последовательно. В каникулы каждый член нашей семьи также прошел тест, чтобы определить свои сильные стороны. После этого мы зачитали результаты и обсудили, как бы мы могли помочь друг другу лучше использовать свои преимущества.

Пожалуй, самое важное, что я делаю, будучи руководителем и владелицей бизнеса, — стараюсь относиться к каждому человеку, с которым работаю, как к самому важному человеку в мире. Теперь я применяю этот принцип и дома. На работе я всегда поворачиваюсь к человеку, с которым разговариваю, и уделяю ему все свое внимание, будь то клиент или коллега. Дома же я могла несчетное количество раз проверить свой телефон пока мой муж или дети разговаривали. Под влиянием нашей дочери я начала больше смотреть на лицо человека, а не в экран телефона. Когда мы проводим много времени в таких беседах, я не устаю, а обретаю силы. Я чувствую особую связь с людьми, которые для меня важнее всего.

Если вы — родитель и работаете на полную ставку, на домашние дела у вас остается не больше нескольких часов в день. И соблазн потратить это время на отдых очень велик. Но не воспринимайте отдых как должное. Это чувство не только незаметно подрывает карьерные перспективы, но и совсем не помогает вам дома. Чтобы семейная жизнь была спокойной и гладкой, необходимо прикладывать особые усилия и планировать свое время. Если я хочу расслабиться, сначала я должна это заслужить.

Об авторе. Уитни Джонсон (Whitney Johnson) — коуч и консультант. Входит в рейтинг самых влиятельных экспертов в области менеджмента Thinkers50. Автор книг «Build an A-Team» и «Disrupt Yourself».