«Не знал, что я такой придурок»: что нельзя говорить сотрудникам | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Не знал, что я такой придурок»: что нельзя
говорить сотрудникам

Как нельзя реагировать на негативную обратную связь

Автор: Питер Брегман

«Не знал, что я такой придурок»: что нельзя говорить сотрудникам
Daniel Gregoire / Unsplash

читайте также

Как правильно выбирать генерального директора

Огден Дейтон,  Цитрин Джеймс

Григорий Крейдлин: Невербальное красноречие

Инфографика: Неожиданные возможности для развития

Open дизайн: графический (Quid); Гурли Шон визуализация:,  Данные

«Для меня не проблема признать: я облажался, давайте все поменяем»

Александр Воробьев/"Ведомости"

Всем нравится получать обратную связь… до тех пор, пока она позитивная.

Большинство из нас не любит негативный фидбек. Настолько, что мы даже придумали для этого новое название — не негативный, а конструктивный.

И все же, это незаменимая и ценная вещь.

Нам всем нужно знать, когда мы делаем что-то, что не дает тот эффект, на который мы рассчитывали. Когда наш вклад в работу не соответствует нашим намерениям. И лучшим — и зачастую единственным — способом обнаружить эту пропасть является своевременная обратная связь.

Тем не менее, вы, скорее всего, все еще ему сопротивляетесь.

Неприятно, когда тебе говорят, что ты в чем-то промахнулся. И, поскольку обратная связь часто выявляет имеющиеся у нас слепые зоны, это раздражает особенно, ведь в большинстве случаев мы полагаем, что и так неплохо справляемся с нашей работой. Мы не склонны немедленно соглашаться с нашими критиками или интуитивно понимать обоснованность их претензий — чаще всего мы не верим в то, чего сами не видим.

Это особенно правдиво в случае с руководителями, которые, в свете своего статуса и полномочий, не очень-то часто слышат о себе всю правду.

Поэтому ситуации, когда руководители принимают в штыки критику в адрес их стиля руководства, — не редкость. Обратная связь не вяжется с историей, которую они себе рассказывают.

Чтобы понять эту проблему на личном опыте, я попросил свою самую близкую коллегу, предоставить мне негативную обратную связь, указать на имеющиеся у меня пробелы.

Я глубоко вздохнул и привел себя в готовность. Я хотел погрузиться в процесс без спешки и подметить все, что происходит с моим телом и моим сознанием.

«Ты работаешь слишком много», — сказала она. Ну, что ж, могло бы и хуже.

Но вот что последовало за этим:

«Это комплимент, — подумал я. — Это не критика». Она пыталась сказать, что я задаю такой темп, который ни я, ни организация не смогут удерживать долго, но моей защитной реакцией на услышанное была гордыня.

За этой мыслью быстро последовала следующая: «Она сама трудится не очень-то усердно!» Я обесценил ее обратную связь, обесценив ее вклад в общее дело. «Дело не в том, что она такая проницательная, — решило мое эго, — просто ее собственная планка недостаточно высока».

И следующая мысль: «Я обязан работать в таком режиме, потому что весь бизнес зависит от меня». Я придумывал отговорки, чтобы оправдать то, как я себя веду. Иными словами, да, я слишком много работаю, но это не моя вина.

В процессе всего этого я ощущал странное чувство в своем животе и чувствовал всю уязвимость осознания собственной небезупречности. Это был легкий, но ощутимый опыт, физическая реакция, чувство, что что-то не так.

Будучи коучем, который помогает успешным людям становиться выдающимися руководителями и создавать эффективные команды, я часто нахожусь в ситуации, когда должен дать людям обратную связь, которую непросто выслушать.

Пока я думал над своей собственной реакцией, а также над реакциями, которые я часто наблюдаю у своих клиентов, я составил список вещей, которые мы чаще всего говорим (или думаем), когда слышим негативый фидбек, желая защитить себя от информации, которая бьет по нашему самомнению:

  • Выставляем себя жертвой: «Да, это правда, но это не моя вина».

  • Тешим свою гордыню: «Да, это правда, но это хорошо».

  • Преуменьшаем: «Не такая уж это и проблема».

  • Отрицаем: «Я так не делаю!»

  • Избегаем: «Мне вообще не нужна эта работа!»

  • Обвиняем: «Проблема в моем окружении. Я нанимаю плохих людей».

  • Препираемся: «Можно привести много примеров, когда я поступаю иначе».

  • Нападаем: «Может, я это (что-то очень плохое) и сделал, но ты же сделал это (что-то тоже очень плохое)».

  • Опровергаем: «Ты ничего в этом не смыслишь».

  • Меняем тему: «Главная проблема не в этом».

  • Обесцениваем: «Я поспрашивал других, и никто не согласился с такой оценкой».

  • Отшучиваемся: «Никогда не знал, что я такой придурок».

  • Доводим до абсурда: «О, какой ужас! Какой же я плохой!»

Если Вы когда-либо заметите, что говорите или думаете что-то из вышеперечисленного, это явный сигнал того, что ваше эго не дает вам воспользоваться важным образовательным моментом.

Многое уже написано о том, как правильно получать обратную связь, зачастую даже очень подробно. Но как только кто-то ранит наше эго и наступает эмоциональная перегрузка, эти детали становится тяжело воспринимать. Нужен простой и надежный ответ по умолчанию:

«Я очень ценю то, что вы уделили время и силы, чтобы сказать мне об этом. Спасибо».

Разве не такую же реакцию мы хотим услышать человека, которому что-то подарили? Примите подарок (в данном случае — выслушайте), и скажите «спасибо». Вот и все.

Такой ответ даст людям понять, что они могут без опасений предоставлять вам обратную связь. Они гораздо охотнее будут говорить вам свои мысли лично, а не обсуждать вас за спиной.

У этого простого ответа есть еще один почти магический позитивный эффект: это существенно повышает вашу способность воспринимать критику. Когда вы не защищаетесь от нее внешне, вы перестаете защищаться от нее и внутренне.

После того, как моя коллега сказала мне: «Ты слишком много работаешь», я обратил внимание на все свои защитные реакции и последовал своему собственному совету. «Я очень ценю то, что вы уделили время и силы, чтобы сказать мне об этом, — ответил я. — Спасибо».

Результат? Она поблагодарила меня за то, что я так хорошо воспринял ее совет, а я действительно начал меньше давить на себя и на окружающих.

Может быть, поэтому-то это и называют конструктивной критикой.

Об авторе. Питер Брегман (Peter Bregman) — гендиректор консалтинговой компании Bregman Partners, автор бестселлера «18 Minutes» и книги «Leading with Emotional Courage».