Самоирония: правила безопасности
Андрей СкворцовВ декабре 2017 года Дэвид Дэвис, министр по выходу Великобритании из ЕС, пошутил: «Мне не обязательно быть очень умным на этой должности и не обязательно знать слишком много». На следующий день в газете Independent вышла разгромная статья, в которой говорилось: единственным, кто смеялся над этой шуткой, был сам Дэвис. Автор статьи припомнил министру все его прежние ляпы в презентациях, чтобы показать, какие люди отвечают за «Брексит».
Специалист в области делового консалтинга Карстон Бредемайер в книге «Черная риторика: Власть и магия слова» утверждает: «Самоирония — минное поле для того, кто ее использует». Люди, чувствуя опасность, избегают этого приема — и многое теряют. Самоирония может существенно улучшить имидж выступающего — сделать его «более человечным». Спикер, умело и к месту использующий самоиронию, становится в глазах аудитории более обаятельным и привлекательным, в том числе сексуально. Самоироничные топ-менеджеры кажутся слушателям эффективными и грамотными профессионалами, способными привести компанию к процветанию. К такому выводу приходят авторы многих исследований, в том числе Виктория Беллоу из греческого университета Фессалии, Ян Ли из бизнес-школы ESSEC, Кристофер Петерсон из Университета Мичигана, Хок-Хай Тео из Национального университета Сингапура и другие.
Вспомните, как с помощью самоиронии удалось решить проблему с нераскрывшимся кольцом на Олимпиаде в Сочи. Продюсер церемонии Константин Эрнст пришел на пресс-конференцию в футболке, на которой одно из пяти колец было заменено снежинкой. Пресса была в восторге. Вот что писала газета Huffington Post: «За несколько часов до церемонии закрытия Константин Эрнст показал журналистам, что у него отличное чувство юмора».
И все же те, кто опасается самоиронии, по-своему правы: этот прием требует взвешенного подхода. Чтобы шутить над собой эффективно и безопасно, необходимо следовать четырем основным правилам, которые перечислены в этой статье. Сверившись с ними при подготовке к выступлению, вы сможете принять взвешенное решение: прибегать к самоиронии или нет.
Правило 1. Убедитесь, что шутите именно над собой
У хорошей шутки всегда есть жертва, иначе не смешно. Когда речь идет о самоиронии, жертва — это вы. В этом смысле самоирония — самый безопасный вид юмора: лучше неудачно пошутить над собой, чем обидеть других.
Готовясь к презентации, необходимо удостовериться, что ирония действительно «само-». Ведь нередко, говоря о себе, люди на самом деле высмеивают других. Над кем шутил Дэвид Дэвис, чьи слова приведены в начале статьи? На первый взгляд — над собой, но в действительности — над «Брекситом»: тем, кто его проводит, не надо быть слишком умными. Из уст министра по «Брекситу» это звучит оскорбительно как для сторонников, так и для противников выхода Великобритании из Европейского союза.
Другой пример. Одной из причин поражения Митта Ромни на недавних президентских выборах в США эксперты считают его неудачные шутки, в том числе «над собой». На встрече с безработными во Флориде, например, он тоже назвал себя безработным. В ответ никто не рассмеялся: человек, состояние которого оценивается в $200 млн, не может приравнивать себя к людям, лишившимся заработка, не рискуя при этом их обидеть.
Если ирония на самом деле направлена на себя, она дает желаемый результат. Об этом прекрасно знают стендап-комики: они обращают даже собственные физические недостатки в объект шуток, и аудитория приходит в восторг. В России одним из первых этот прием использовал Сергей «Сергеич» Кутергин — участник шоу «Comedy Баттл», а впоследствии резидент российского Comedy Club, живущий с диагнозом ДЦП. Его коронная шутка — «Те, кто смотрит меня по интернету, вначале думают, что у них интернет тормозит». Другой участник, Денис Романцов (он немного заикается), покорил зал, сказав: «Внутри каждого заикающегося человека живет диджей». И хотя Денис, казалось бы, шутил над «каждым заикающимся», было очевидно, что это шутка над собой, — и аудитория приняла ее на ура.
Запомните: самоирония должна быть направлена на себя.
Правило 2. Удостоверьтесь, что шутка отражает действительность
Люди боятся шутить над собой, поскольку опасаются: слушатели не уловят иронии. Значит ли это, что лучше высмеивать те свои черты и особенности, с которыми однозначно все в порядке? Вовсе нет. Чтобы быть смешной, ирония должна хотя бы частично — и очевидно — отражать действительность. В противном случае шутку примут за правду («надо же, мы и не знали!») или за кокетство.
Людям с идеальной фигурой не стоит шутить над своим телосложением — это будет заигрыванием с аудиторией, а не иронией. Однако тех, у кого проблемы, скажем, с лишним весом, такие шутки, напротив, могут сделать привлекательнее. Так случилось, например, с актером и пародистом Александром Морозовым, который принял участие в телевизионном шоу «Вышка» — любительском соревновании по прыжкам в воду. Тем, кто видел Александра впервые, казалось, что из-за своей полноты он вот-вот вылетит из игры. Но он мастерски шутил над собой (оцените его высказывание:
«…идеальная форма шара, которую я имею, помогает мне правильно входить в воду в любом положении») и за счет этого завоевал любовь зрителей. В итоге, пройдя все шесть туров, Александр дошел до финала.
Шутить над своей внешностью, как правило, вполне безопасно. Вспомните, например, как Ксения Собчак в 2012 году пришла на церемонию вручения премии «Серебряная калоша» в костюме лошадки.
Впрочем, придерживаясь правды, важно не перегнуть палку — иначе эффект окажется противоположным ожидаемому. Пару лет назад я был свидетелем питча на небольшом стартап-шоу. Начав выступление, двое молодых ребят заявили, что сами плохо понимают, что делают и кому это может быть нужно. Шутка утонула в гробовом молчании экспертов: доля правды в ней очевидно превысила допустимые пределы.
Запомните: самоирония должна быть в меру правдивой.
Правило 3. Старайтесь не шутить о том, что важно слушателям
Молодые предприниматели, о которых я только что рассказал, допустили еще одну, куда более существенную ошибку. Их шутка касалась самой сути выступления: они смеялись над тем, ради чего вышли на сцену. В результате самоирония не только не «очеловечила» спикеров, но и показала слушателям, что их не уважают.