Сила в эмпатии: что делать, когда правила больше не работают | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сила в эмпатии: что делать, когда правила больше
не работают

Зачем проявлять сочувствие в ситуации неопределенности и нестабильности

Автор: Шерри Теркл

Сила в эмпатии: что делать, когда правила больше не работают
Pepino de Mar studio/Stocksy

читайте также

«Эпоха великих музыкальных открытий закончилась»

Анна Натитник

Данные — не только для специалистов

Томас Редман

Как программы лояльности спасают авиакомпании

Со Ён-Чхун,  Эверт де Бур

Почему у вашей компании ничего не получается

Рон Каруччи

В августе 2021 года мой работодатель, MIT (Массачусетский технологический институт), объявил, что все без исключения лекции будут проходить очно, с вакцинацией и регулярным тестированием. С учетом ситуации я была обеспокоена. Сразу после теста на коронавирус мне разрешили преподавать, хотя результаты я получила только на следующий день. Протокол был разработан не для защиты отдельных лиц, а для предотвращения распространения вируса в сообществе. Студенты приходили в масках — кто в хирургических, кто в самодельных банданах. Профессорско-преподавательский состав попросили работать без масок, но это требование, похоже, было проигнорировано.

Такие правила были только в MIT. Через неделю после начала занятий я выступала с речью на собрании первокурсников в Бостонском колледже. Там мне сказали, что в кампусе нельзя носить маски. Я читала лекции в Zoom, и мое электронное присутствие было проявлением неуважения.

Похожая ситуация сложилась во всех офисах и отраслях, в разных корпорациях и юрисдикциях: возникли разнородные гигиенические нормы и протоколы, и каждые из них декларировали свою реальность.

Эмиль Дюркгейм, работы которого я изучала еще студенткой, когда мне нужно было проанализировать тенденции социальных изменений 1960-х годов, назвал бы эту новую норму аномией — дестабилизированным и дестабилизирующим состоянием, когда правила и те, кто их устанавливает, теряют легитимность. Это период дезориентации, депрессии и беспокойства. Дюркгейм использовал идею аномии, чтобы объяснить, в какой период люди наиболее склонны к суициду. Это поступки людей, выпавших из сообществ и привычных отношений с социальными нормами. Мы ощущаем что-то похожее, когда сталкиваемся с вирусом, который играет по одним правилам, с политиками, играющими по другим, а профессиональная жизнь протекает независимо от них. И все это происходит в условиях социальной изоляции.

Справиться с периодом аномии нам может помочь практика эмпатии. Эмпатия — это умение войти в положение другого человека и вникнуть в его проблему в надежде на понимание и преодоление разрыва. Эмпатия дает нам возможность ощутить свою общность, а не находиться в аномической изоляции, возможность почувствовать, что нас видят и знают такими, какие мы есть.

Однако известно, что в рабочей среде с эмпатией не все так просто. Конечно, полезно слушать других людей без предубеждений, но это требует много времени. Бизнес-консультанты иногда предлагают нечто, казалось бы, похожее — радикальную прямоту. Если всегда хвалить и критиковать друг друга, это поможет разрушить барьеры между коллегами. Но такая практика правды исходит из идеи «Я тебя знаю». Настоящая же эмпатия начинается с другой предпосылки, радикального смирения: «Я не знаю, что ты чувствуешь, но я здесь, чтобы выслушать тебя».

Радикальное смирение — первая из четырех практик эмпатии, которые могут помочь нам избавиться от аномии и сформировать «новую норму». Более императивная, чем руководящие принципы, она имеет основополагающее значение для эмоционального и социального благополучия.

Первая практика заключается в том, чтобы принять незнание. Понять ситуацию другого человека не получится, если у вас есть предвзятое мнение о ней. Это непросто. Мы приучены проявлять понимание через упоминание близкого, на наш взгляд, опыта: «Ох, ты потерял работу. Понимаю, как это тяжело; я тоже через это прошел!» Наоборот, стратегия незнания делает вас готовым к получению правдивой картины о происходящем.

Сделайте шаг назад и признайте, что вам необязательно известны мысли или чувства собеседника. Остановитесь, посмотрите, послушайте и оставайтесь открытым. Важно не то, что вы знаете, а желание узнать. Именно оно и дает пространство для сопереживания.

Во-вторых, примите радикальные отличия. Эмпатия не начинается с обнадеживающего заявления «я такой же, как ты». Наоборот, она принимает разные мнения. У коллег могут быть серьезные разногласия, как и у членов семьи, соседей и друзей. Суть не в том, чтобы избегать споров и лишней суеты, свойственной людям. Чтобы быть чуткими, мы должны быть готовы вникнуть, признать конфликт и уметь вести борьбу честно. Речь идет о полной вовлеченности, даже если это может быть неудобно или неприятно.

В-третьих, примите ответственность. Эмпатия подразумевает, что вы сделаете все для того, чтобы понять не только точку зрения другого человека, но и его проблему. Это дисциплина базового уважения как в личных отношениях, так и в обществе. Вы заинтересованы в том, чтобы помочь другому и изменить ситуацию к лучшему. Нельзя демонстрировать скуку или отворачиваться.

Наконец, примите общность. Эмпатия не альтруистична. Она помогает тем, кто проявляет ее, и связывает нас с другими. Она помогает бороться с аномией. Если вас услышали и правила, которые вам требуется соблюдать, учитывают вашу ситуацию, то вы чувствуете себя частью чего-то большего, чем вы сами.

Я называю эти четыре практики empathy rules, подразумевая двойной смысл фразы («правила эмпатии» и «эмпатия правит бал, в эмпатии сила» — прим. ред.). Когда Дюркгейм говорил об аномии, отсутствии правил, он делал акцент на стрессе, вызванном беспорядком. С помощью предложенных здесь советов мы можем бороться с беспокойством и тревогой, которые испытывают люди, когда они в одиночестве переживают кризисные моменты. Сочувствие нельзя считать лекарством от социальных потрясений, но, если необходимо пройти через период изменений и смещающихся реалий, полезно применить конструктивный подход.

Эмпатия помогает бороться с аномией, потому что она транзитивна и способствует преодолению разделения в нашей жизни.

Итак, те, кто думает, что работа не «место» для эмпатии, упускают суть. Сочувствие, которое вы получаете на работе, помогает вам стать лучше в общении с друзьями, в паре и в воспитании детей. Эмпатия, которую проявляют близкие дома, помогает быть более внимательными в офисе. Эмпатичный менеджмент оставляет пространство для открытости и честности, способствует инновациям и вовлеченности. Проявляя эмпатию, вы позволяете себе слушать других, несмотря на разногласия. Эмпатия не дает нам обесценивать, отвергать или даже аннулировать чувства окружающих.

Эти четыре практики — принятие незнания, радикальных отличий, ответственности и общности — воспитывают уважение к людям. И если вы будете так относиться к другим, то станете лучше не только как коллега, но и как гражданин.