«У нас проблемы»: как указать начальнику на его недостатки | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«У нас проблемы»: как указать начальнику на
его недостатки

Три способа объяснить лидерам, что они не всегда так велики, как им кажется

Автор: Томас Чаморро-Премузик

«У нас проблемы»: как указать начальнику на его недостатки

читайте также

Как вырастить единорога

«Я обеими руками за технологии — до тех пор пока "Их дела не мешают моим"»

Джеффри Зонненфельд,  Стивен Тиан

Сколько денег мир на самом деле задолжал Китаю?

Кармен Рейнхарт,  Кристоф Требеш,  Себастьян Хорн

Зачем нам такой диплом?

Евгения Чернозатонская

Хотя мы и живем в мире, где поощряется уверенность в себе, а неуверенность осуждается, от того, что вы думаете о себе лучше, чем вы есть на самом деле, можно получить только два преимущества. Первое при попытке выполнить трудное задание. Но вера в свои силы это лишь половина дела, ведь если вы на самом деле переоцениваете свои способности, то вам грозит провал. Второе преимущество вы получаете, если обманом заставляете других поверить в свою высокую квалификацию. Многих из тех, кто так делает, рано или поздно удается раскусить, и личные интересы, которые человек преследует, имитируя ум и опыт, оборачиваются отрицательными последствиями для других. Например, лидеры, которые рады обманываться на свой счет, производят впечатление харизматичных и талантливых, но их самоуверенность в долгосрочной перспективе подвергает риску их последователей. И наоборот, если лидерам известны пределы их возможностей, совершаемые ими ошибки, как правило, приводят к менее губительным последствиям для команды, организации и страны.

И все же, как я пишу в своей последней книге, от лидеров не ждут углубленного самоанализа. Хотя талант руководителя и распределен в обществе равномерно, 80% людей все же считают, что их лидерские качества превышают средний уровень. В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост числа людей с нарциссизмом, и этот факт вряд ли способствует появлению будущих лидеров, способных дать себе адекватную оценку и обладающих вдобавок ко всему таким свойством характера, как скромность. Коучинг с упором на сильные стороны лидера, удаление отрицательных отзывов при аттестации усложняют проблему. Они превозносят несуществующие таланты лидеров точно так же, как родители, которые внушают своим детям, что нет в мире умнее и милее их. Зачастую это происходит тогда, когда руководители запугивают своих подчиненных или окружают себя подхалимами. В конечном итоге они теряют обратную связь, которая помогает стремиться к лучшему.

Тем, кто руководит лидерами, консультирует их или просто пытается дать сигнал обратной связи своему боссу, нужно учесть три момента при таком тяжелом (но необходимом) разговоре.

Вникните в их личные мотивы. Критику не любит никто — особенно люди с высоким статусом. Но если вы поможете лидерам найти путь к достижению их цели, они прислушаются к совету. Лучше всего это делать, вникнув в мотивы и ценности, которые им представляются важными. Например, лидеры, у которых главная мотивация —это признание, пекутся о своей репутации. Возможно, слова о том, что их способности на деле выглядят не так хорошо, как им кажется, заставят их мобилизоваться, даже если их репутация вызывает у вас сомнения. Если главное для лидера власть, достучаться до него можно, пояснив, что его успех и карьерный рост связаны с получением обратной связи: «Если изменить X и Y, то можно превзойти соперников и достичь вершин власти». Если лидер альтруист, то донести до него неприятную информацию лучшего всего так: «Если изменить X и Y, можно повысить потенциал команды, вовлечь ее в работу и повысить благополучие сотрудников».

Пусть говорят данные. Руководители не всегда интересуются людьми, а психологию они часто считают чепухой. Но хорошо, что результаты их все-таки волнуют. Круговая обратная связь

(то есть процесс систематического сбора данных о работе компании – прим. ред.) и участие персонала в этом процессе могут помочь руководителям осознать важность адекватного восприятия себя самого и своего поведения. Например, есть много доказательств связи круговой обратной связи с результатом работы руководителя и его компетентностью. Круговая обратная связь – хороший способ повысить эффект от коучинга; она помогает руководителю понять, в чем разница между его самоощущением и впечатлением, производимым на окружающих. На вовлеченность персонала в рабочий процесс (помимо основных показателей эффективности компании) лучше всего влияет как раз эффективность работы руководителя. Согласно данным метаанализа, в котором участвовали почти 8 000 подразделений компаний и 36 организаций, мотивация персонала напрямую связана с более высокими результатами бизнеса, включая выручку и прибыль.

Еще один метод, основанный на получении данных, который поможет лидеру понять, чего же ему все-таки не хватает, – это оценка личности. Если оценка объективно отражает как достоинства, так и недостатки личности, то лидер получает больше информации о своих «темных сторонах». Такие «темные стороны» могут стать причиной неудач лидера, и никакие выдающиеся навыки вкупе с опытом тут не помогут. Подобным примерам нет числа: всем известны печальные истории Доминика Стросс-Кана и Берни Мэдоффа. Это наглядное свидетельство тому, как блестящие руководители могут разрушить свою карьеру и карьеру других, если им не удается обуздать свои недостатки.

Раскройте обратную сторону самоуверенности. Руководителей, которые проявляют интерес к науке, можно легко убедить как в преимуществах скромности, так и в отрицательных сторонах завышенной самооценки. Другими словами, есть множество фактов, доказывающих, что самоуверенность – это не только преимущество, но и проблема. Экономические исследования показывают, что излишняя самоуверенность становится причиной неудачных финансовых решений и мешает прислушаться к общественному мнению, указывающему на ошибки. Согласно финансовым исследованиям, самонадеянность руководителей, входящих в топ-500 по версии Forbes, заставляет их часто идти на личный риск. Как свидетельствуют исследования, слишком уверенные в себе предприниматели не только терпят неудачи чаще, но и умирают раньше, чем их менее самоуверенные коллеги. При этом здоровая доля самокритики, как уже доказано, оказывает положительное воздействие. Руководители, не слишком высоко оценивающие свои способности, более результативны.  А понимание своих недостатков, согласно теории мотивации, заставляет стремиться к самосовершенствованию. Наиболее известные новаторские работы Джима Коллинза по изучению опыта успешных руководителей говорят о том, что для выдающихся лидеров характерны не только упорство и внутренняя энергия, но и скромность.

К сожалению, эти советы и предложения не всегда просто применить на практике. Например, руководители часто недооценивают роль круговой обратной связи и их сложно переубедить. Это один из недостатков коучинга: зачастую он более эффективен для тех, кому он меньше нужен, чем для тех, кто в нем действительно нуждается. В распоряжении руководителей слишком много источников (часто ложной) позитивной обратной связи, и это не зависит от их истинных талантов. В этом смысле рынок труда мало чем отличается от Facebook*, хотя даже в этой социальной сети можно оставлять отрицательные комментарии к постам других людей. В конечном счете нам нужно научиться выбирать лидеров, у которых все в порядке с самооценкой и уверенностью в себе. Как заметил великий Вольтер: «Сомнение неприятно, но состояние уверенности абсурдно».

Об авторе: Томас Чаморро-Премузик – международный эксперт по психометрии и психологическому профилированию, профессор психологии бизнеса в Лондонском университетском колледже и гендиректор в Hogan Assessment Systems.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена