Скорая помощь: шесть правил общения с наставником | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Скорая помощь: шесть правил общения
с наставником

Как молодому сотруднику наладить правильные отношения с ментором

Автор: Кэри Уиллерд

Скорая помощь: шесть правил общения с наставником

читайте также

Помоги себе сам: почему при выгорании нужно рассчитывать на свои силы

Кира Шабрам,  Юй Це Хэн

Как общественные движения меняют мнение большинства

Грег Сателл

Воровство в законе

Анна Натитник

Краткая история личностных тестов

Эбен Харрелл

Прошлым летом мой друг Рик устроил своего племянника, недавнего выпускника университета, на стажировку в свою консалтинговую фирму. Под руководством Рика он готовил презентации, участвовал в проектах по работе с клиентами, заполнял таблицы, давал рекомендации по маркетингу, а также думал о своем будущем в случае трудоустройства. Хотя зарплата молодому человеку не полагалась, компания компенсировала ему затраты на жилье и питание.

Для стажеров обучение под опекой опытного наставника — обычная практика. Однако не стоит ограничивать этот процесс только периодом стажировки. Не только стажеры, но и молодые сотрудники нуждаются в руководстве и поддержке, так как это способствует их профессиональному росту. Но найти ментора порой непросто. Не у каждого молодого человека есть дядя вроде Рика, который готов уделить время новичку и делиться с ним опытом.

Согласно исследованиям, проведенным компанией SuccessFactors в 2012 году, главное пожелание молодых людей при приеме на работу — наличие ментора. Но опыт многих наставников показывает, что зачастую подобные обязанности предполагают такие временные и эмоциональные затраты, что трудно позволить себе иметь больше одного-двух подопечных сразу.

Как же молодым людям увеличить шансы при приеме на работу? Мы обсудили это с Джин Мейстер в статье HBR Guide to Getting the Mentoring You Need и пришли к выводу, что самый лучший способ для новичков — это уважать время, которое ментор тратит на их обучение, поэтому недавно устроившимся сотрудникам или стажерам следует рассчитывать максимум на месяц обучения внутри фирмы. По сути это будет микроменторство.

Представьте, что потенциальный наставник — это вы. С кем вы охотнее будете работать? С человеком, который спрашивает «Вы будете моим ментором?» или же с тем, кто скажет «Мне бы хотелось научиться работать с покупателями. Не могли бы вы помочь мне в этом месяце на двух-трех встречах?» Разумеется, вы скорее дадите положительный ответ второму. Так, с помощью правильного подхода можно заполучить прекрасного наставника или даже нескольких. Вам всего-то нужно продемонстрировать уважение к его плотному расписанию. А если вы ограничите свою просьбу определенной сферой деятельности, это дополнительно повысит ваши шансы.

Вот шесть советов, которые помогут вам правильно организовать ваше сотрудничество с ментором.

1. Определитесь с задачами. Выберите себе одну или две важных цели и продумайте, как их достичь. Ничто так не выматывает менторов, как длинный список расплывчатых задач, которому не видно конца.

2. Найдите подходящего человека, то есть эксперта в своей области, который смог бы доступно вам все объяснять. Если вы не знаете такого человека лично, попросите коллег и вашего непосредственного начальника порекомендовать вам кого-нибудь. Еще один хороший способ связаться с нужными людьми — директория LinkedIn вашей компании.

3. Определитесь со своими планами. Расскажите о заинтересованности и своих задачах вашему наставнику. Объясните, в чем заключается именно ваша роль и чего вы планируете достичь за время совместной работы. Планы могут быть самые разнообразные: от помощи ментору на отдельных проектах до проведения регулярных обсуждений профессиональных вопросов. Тем самым вы будете выгодно выделяться из толпы стажеров, которые просят их курировать.

4. Определите временные рамки. Чем жестче они будут, тем лучше. Например, если вы хотите приобрести опыт работы с покупателями, вы можете предложить провести встречу с клиентами и попросить наставника ответить один-два раза в течение часа на ваши вопросы, которые вы заранее подготовите.

5. Старайтесь максимально использовать уделенное вам время. Объединитесь с другими коллегами с похожими интересами. Так вы сможете привлечь к вашей профессиональной группе больше внимания, а ваш ментор скорее заслужит репутацию человека, воспитывающего новые таланты.

6. Выполняйте данные обещания. Не злоупотребляйте временем вашего наставника и старайтесь делать все, что вы с ним запланировали. В конце вашей совместной работы поблагодарите его и выразите свою признательность. Попросите его порекомендовать вам другие области для возможного развития и посоветовать следующего наставника на новом этапе работы. Если у вас сложились хорошие отношения и вы хотели бы продолжить сотрудничество, вежливо предложите это. Если ваше предложение будет ему интересно, он охотно ответит вам согласием.

Отношения между наставниками и их подопечными часто не складываются из-за того, что им не удается наладить личный контакт. Перечисленные выше пункты и предложенная форма обучения помогут выяснить, сработаетесь ли вы или нет.