читайте также
Глобальный бизнес вынуждает компании взаимодействовать с людьми разных культур, поэтому все хотят знать привычки и особенности поведения представителей из других стран. Чаще всего мы обращаемся за помощью к различным авторитетным источникам. Читаем книгу, статью или блог о культурных различиях. Выясняем, чем отличаются от нас немцы, китайцы или итальянцы, как они думают, как действуют и даже как выражают свои чувства, и нам кажется, что домашнее задание выполнено. Мы подготовились.
А потом с изумлением видим, что человек ведет себя совсем не так, как ожидалось. Коллега из Азии не сидит молча, а высказывается громко и напористо, а вот партнер из Израиля оказался сдержанным и кротким. И так, постоянно натыкаясь на людей, которые обманывают наши ожидания насчет представителей другой культуры, мы начинаем размышлять, где же допущена ошибка.
Проблема заключена в самой формулировке вопроса. Вопрос вроде бы очевиден: «К какой культуре принадлежит этот человек?». Да, это знать важно. Существуют заметные культурные различия между народами, формат общения в Индии отличается от американского, и в Японии потребуются другие способы мотивации, нежели в Канаде.
Но нельзя все сводить к культурным различиям, поскольку есть еще многое помимо национальной культуры. И если бы мы научились задавать более точные вопросы, нам бы удалось выяснить настоящие различия и подготовиться к тому, как будут вести себя наши собеседники.
Вопрос 1: Что вам известно об этом регионе? Чтобы правильно оценивать ситуацию, нужно выяснить не только общекультурные нормы, но и региональные. Например, если бы вы занялись бизнесом в США и исходили при этом из предпосылки, будто жители Северо-Востока во всем подобны обитателям Юга и Среднего Запада, на вас бы свалилось немало сюрпризов. И точно так же вы бы ошиблись, приравняв друг к другу Южную и Северную Италию или сельских жителей Китая — к городским.
Читайте материал по теме: Формула дружбы
Вопрос 2: Что вам известно о компании или об отрасли? На самом деле культурные различия существуют не только между странами и регионами, но и между отраслями и организациями. Общение с топ-менеджером Google приходится выстраивать иначе, чем с боссом из Microsoft или Intel. Собрания в традиционных бюрократизированных организациях протекают не так, как в стартапах. Нормы поведения в индустрии рекламы радикально отличаются от норм в сельскохозяйственной промышленности и т. д.
Разумеется, в чем-то культура компании отражает культуру региона или страны. Например, традиционная саудовская сталелитейная компания, несомненно, чтит местные обычаи, проявляя в том числе жесткую иерархичность. Но присмотритесь к культурным нормам какой-нибудь всемирной консалтинговой компании вроде McKinsey, чей филиал тоже находится в Эр-Рияде. Поскольку это международная корпорация, ее нормы формируются как под влиянием местных обычаев, так и с учетом западных, а значит, будут отличаться от саудовских.
Вопрос 3: Что вам известно о людях? И наконец, спросите себя, что вам известно или что можно выяснить о конкретном собеседнике. Это шестидесятилетний топ-менеджер или новичок двадцати с небольшим лет? Люди постарше обычно следуют общим нормам и правилам своей страны. Также полезно знать, местный ли он, вырос ли он в этой среде и оставался ли здесь всегда или же много путешествовал и сделался космополитом, человеком с разнообразным опытом. Местные люди чаще отражают нормы своего региона, а путешественники могут достаточно гибко менять поведение и принимать новые правила игры.
Читайте материал по теме: Как (не) правильно обрастать деловыми связями
И ваш статус тоже влияет на ход разговора. Многие ближневосточные и юго-восточные культуры — Индия, Китай, Корея — предусматривают право старшего в иерархии на откровенность и прямоту, в то время как младший по званию должен прибегать к вежливым уклонам. Вам нужно точно понять свой статус в данном разговоре, чтобы выбрать и определить его стиль.
Ответы на эти вопросы найти нелегко, но это вполне возможно. Книги помогут вам вникнуть в некоторые нюансы, но лучший способ подготовиться — поговорить с представителями собственной культуры, кому довелось учиться, работать и жить в этой стране. Их опыт позволит разобраться в тех проблемах, с которыми вам предстоит столкнуться, и даже предусмотреть конкретные ситуации и понять, чем руководствуются люди, с которыми вам предстоит сотрудничать.
Обязательное условие успеха — сделать домашнюю работу, прежде чем окунаться в чужую культуру. Но делая ее, нужно задавать правильные вопросы, иначе вы не заметите действительно важные отличия.
Читайте по теме: