читайте также
Уолт Дисней, выросший на ферме в штате Миссури, увлекся рисованием из-за того, что его сосед — вышедший на пенсию врач «Док» Шервуд платил мальчику, чтобы тот изображал его лошадей. Позже Дисней стал газетным карикатуристом и художником-рекламщиком, благодаря чему научился делать рекламу методом послойной мультипликации. Страсть к этому искусству побудила его создать собственную студию и в итоге стать флагманом золотого века американской мультипликации.
Этот рассказ я услышала несколько лет назад, когда стала научным консультантом в Disney Imagineering. В последующие недели он то и дело всплывал в моей памяти в те моменты, когда работа переставала меня воодушевлять.
Примеры такого рода показывают, что даже самые простые истории могут стать источником вдохновения. На самом деле они обладают еще большей силой и могут серьезно повлиять на наши решения и поведение. Если они представляют нам яркие образы людей, столкнувшихся с теми же трудностями, что и мы, они не только надолго остаются в нашей памяти, но и вызывают в нас желание им подражать.
Поведение заразно — даже в тех случаях, когда нам кажется, будто мы действуем, исходя из внутренних побуждений. Это широко известный факт, доказанный исследованиями в области психологии. Возьмем, например, такой аспект, как нечестность. Если мы видим перед собой человека, который обманывает, его пример может склонить нас самих ко лжи, даже если мы считаем себя честными. Мы с коллегами Шахаром Айалом и Дэном Ариэли наглядно продемонстрировали этот эффект в целом ряде лабораторных исследований.
В рамках одного эксперимента мы попросили группу студентов колледжа решить 20 задач по математике за крайне ограниченный промежуток времени. В действительности никто бы не смог решить все задачи в отведенный срок. Мы рассказали участникам, что заплатим им за каждую решенную задачу. Деньги, которые они могли заработать, лежали перед ними в конвертах. По истечении назначенного времени студенты должны были самостоятельно проверить свои результаты, взять причитающуюся им сумму денег, уничтожить тест (при помощи шредера) и уйти. Разумеется, математический тест был всего лишь ширмой для реального эксперимента, касающегося честности.
Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать
Вскоре после того, как студенты начали работать над задачами, один из них (актер, которому мы заплатили) объявил на весь класс: «Я все решил. Что мне теперь делать?». Все прекрасно понимали, что это невозможно, и сделали вывод, что он нагло обманывает. Однако он взял все деньги, будто бы сделал все задания на отлично, и ушел без каких-либо последствий.
Пример обмана, исходящий от их (предполагаемого) сверстника, повысил уровень мошенничества в аудитории. К такому заключению мы пришли, сравнив результаты самостоятельной проверки (которые в среднем равнялись 15 решенным задачам из 20) и результаты теста, проведенного в контрольных условиях (в среднем 7 решенных задач из 20), где не было ни актера, ни шредера, а решения студентов проверялись устроителями перед выплатой денег. Позже мы еще раз повторили этот эксперимент и подтвердили его выводы, но уже при помощи «фальшивого» шредера. Таким образом, мы в полной мере удостоверились, что люди действительно завышали свои баллы.
Мораль всей этой истории: в тех случаях, когда человек наблюдает пример неэтичного поведения со стороны одного из своих товарищей или сверстников, нечестность может быть заразной.
Но поведение может передаваться людям даже через рассказанную историю. Основатели организаций и их руководители часто делятся случаями из собственной жизни и примерами прошлого поведения в компании. Вот несколько таких моментов. Сотрудникам McKinsey хорошо известны истории о честности управляющего директора Марвина Бауэра, многие годы возглавлявшего компанию. А в Starbucks можно услышать рассказы о гендиректоре Говарде Шульце и о его внимательном отношении к своим людям. Подобные истории могут также исходить от специалистов, занимающих низшие ступени корпоративной лестницы. Например, в отелях Ritz-Carlton популярны истории о швейцарах, уборщиках и работниках службы эксплуатации, которые «расшибались в лепешку» ради клиентов или своих коллег.
Читайте материал по теме: За что мы любим наших строгих учителей
Это положительные примеры, которые поддерживают корпоративные ценности компании. С другой стороны, мы знаем истории, герои которых нарушают основные принципы организаций. Шон Мартин из Бостонского колледжа провел недавно практический эксперимент, в рамках которого более чем шестистам новым сотрудникам крупной ИТ-компании рассказали истории из рабочей жизни разных членов этой организации. Некоторые из этих историй были посвящены высокопоставленным менеджерам фирмы, другие же, наоборот, касались работников самых низких должностей. Помимо этого, в половине рассказов герои своим поведением поддерживали ценности компании, а в другой половине — отклонялись от них.
В результате истории о низкооплачиваемых работниках, демонстрировавших поддержку корпоративных ценностей компании, воодушевляли новых членов коллектива придерживаться схожего положительного поведения и сокращали количество девиантных действий. Подобные же положительные истории о топ-менеджерах не имели столь сильного эффекта. Однако в тех примерах, где герои нарушали общепринятые нормы компании, результаты были противоположные: наибольшее отрицательное влияние оказывали истории о высокопоставленных сотрудниках с девиантным поведением. Похоже, что нас особенно вдохновляет, когда люди, занимающие низкое положение, демонстрируют благородство, и чрезвычайно обескураживает, когда люди на самом верху ведут себя дурно.
Заметный след на поведении человека может оставить даже чтение художественной литературы. Исследование, проведенное Джеффом Кауфманом из Дартмутского колледжа и Лизой Либби из Университета штата Огайо, выявило, что люди, которые погружаются в мир своих героев, часто начинают мыслить и воспринимать мир так, как это делают вымышленные персонажи прочитанных ими книг. Опыт отождествления — то есть принятие как своих собственных эмоций, взглядов и внутренних реакций тех, о ком мы читаем, может привести к серьезным переменам в жизни читателей. Участники одного исследования сильно привязались к персонажу, который добивался возможности голосовать. В результате стремление самих читателей принять участие в голосовании значительно повысилось.
Рассказывать и слушать истории — традиционный, даже древний способ передачи мудрости и общечеловеческой культуры. Как показывают исследования, которые я упомянула, истории должны помочь организациям более эффективно доводить до сотрудников как простые, так и более сложные знания о ценностях, нормах и решениях серьезных проблем. В большинстве компаний найдется немало примеров, с помощью которых можно изменить поведение членов коллектива к лучшему.
Читайте по теме: