читайте также
Мы ежимся при одном только упоминании об офисной политике, или, говоря простым языком, подковерных интригах. Это гадость — подальше бы от них! Кому охота замараться ложью и обманом, взаимными обвинениями, лестью, кому охота наносить удары исподтишка и стравливать людей между собой? Даже если вы представляете себе эту офисную политику не в столь черном свете, видите в ней возможность контролировать, заключать тайные союзы, обеспечивать эксклюзивный доступ к руководителям и проводить «предварительные встречи» — все-таки понятно, почему нормальным людям это неприятно.
Но неужели интриги могут быть только «грязными»?
По правде говоря, каждый член любого коллектива по умолчанию вовлечен в офисную политику. И нам приходится все время влиять на других и подвергаться влиянию. Только так дела и делаются. А чтобы влиять, нужна власть, это — основная валюта в офисе. Люди, как правило, добиваются власти, в той или иной мере она нужна каждому. В здоровой организации нас наделяют властью или предоставляют нам власть постольку, поскольку мы проявляем способность вдохновлять других, увлекать неким видением. Еще один способ получить власть — что-то делать для других. Там, где ценят человека и результат, сотрудники получают власть, потому что участвуют в создании климата, резонансной культуры, полной надежд, энтузиазма и веры в свои возможности. В таких компаниях власть применяется с толком, во благо и сотрудников, и организации.
Офисная политика — это искусство влиять на других так, чтобы в итоге работа была сделана. И вопреки дурной репутации «политических интриг» для успешного в них участия требуется развить и применять многие хорошие качества. Например, исследование Джеральда Бибермана показало, что люди, активно участвующие в интригах, чаще обладают внутренним локусом контроля, то есть они верят в свою способность влиять на людей и события. Именно это мотивирует их вмешиваться и добиваться, чтобы другие тоже хорошо делали свое дело. Такая уверенность вполне может корениться в высокой самооценке, умении контролировать себя и желании вести за собой людей к общему благу. Сочетание высокого эмоционального интеллекта и того, что великий Дэвид Макклелланд называл «социализированной властью», порождает такие стратегии влияния, благодаря которым люди с удовольствием кооперируются во имя общей цели.
Читайте материал по теме: Формула дружбы
Линда Хилл и Кент Лайнбек, авторы книги «Being the Boss», утверждают, что боссу негоже уклоняться от офисной политики. Они отмечают, что люди, активно избегающие офисной политики, не выполняют того, что обычно делает настоящий лидер: не выстраивают сильные, позитивные отношения, которые могли бы принести и пользу, помимо очевидных радостей простой человеческой дружбы. Мы с соавторами называем такие отношения «резонансными».
Резонансные отношения — это связи, которые мы формируем, по-настоящему узнав человека и научившись ценить его за то, что он из себя представляет. Эти мощные отношения основаны на эмпатии, естественности и взаимном уважении. В них мы узнаем, что движет людьми, что они ценят, и благодаря этому можем вдохновлять, мотивировать и влиять так, чтобы человек видел, как его ценят. Люди, избегающие офисной политики, упускают потенциальные возможности: они не могут рассчитывать на помощь, не пользуются благами взаимной поддержки, даже удовольствия от работы толком не получают. Роб Ашгар, один из журналистов журнала Forbes, заходит еще дальше: он говорит, что офисная политика — это искусство ладить с людьми, создавать себе такую позицию, в которой вашу работу заметят и оценят. Чем плохо? Это же просто разумно.
Читайте материал по теме: Три ошибки при установлении деловых контактов
Итак, в интригах можно и нужно участвовать. С одной оговоркой: если компания не токсична. Но если в вашей компании действуют типы в духе Макиавелли, которые лгут ради личной выгоды, набивают себе цену, ловко льстят, с наслаждением давят слабых членов команды и личных врагов, то от таких организаций лучше держаться подальше. Исследование показывает, что такой тип людей обладает пониженным эмоциональным интеллектом, в особенности им недостает способности к эмпатии и признанию других людей. Эти люди, а их среди нас, конечно, немало, в качестве коллег — настоящий ужас, деструктивный, эгоцентрический ужас. Как защитить себя от них, если вы все-таки работаете в компании с подобными личностями? Для начала задействуйте навыки социальной бдительности и постарайтесь этих гадов отвадить. Не поддавайтесь на лесть. А затем ищите разумную стратегию избегать их или обыгрывать, не превращаясь в подобного им манипулятора.
Мы не можем отказаться от интриг, да и не обязаны, потому что если хорошие люди выйдут из этой игры, то в выигрыше останутся макиавеллисты и нарциссы. И самое обидное: выйдя из игры, вы поставите под угрозу свои отношения и способность влиять на людей.
Итак, входите в игру. Будьте искренним, не отказывайтесь от права влиять на людей и вдохновлять их. Расширяйте круг друзей среди коллег. Разберитесь, как нужно вести себя в вашей компании, чтобы приобрести влияние на отдельных людей и группы внутри коллектива. Делайте что-то для других изо дня в день, не думая о выгоде. Отнеситесь к этой игре со всей серьезностью, какой она заслуживает, и не забывайте об этике.
Читайте по теме: