Что делать с невыносимыми клиентами | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать с
невыносимыми клиентами

Исследования доказывают, что трудности в работе часто ведут к положительным результатам и новым возможностям. И это подтверждается опытом работы с «невыносимыми клиентами».

Автор: Джон Бутман

Что делать с невыносимыми клиентами

читайте также

Слезы на работе: так ли это плохо?

Женева Паттерсон

Что делать, если сотрудник обманул вас

Ирина Пешкова

Умственный труд по рецептам Toyota

Аптон Дэвид,  Статс Бредли

Инновации дальнего прицела

Доз Ив,  Лори Дональд,  Шер Клод

Если вам приходится работать с клиентами (как и большинству из нас), вы по опыту знаете, что с некоторыми из них общаться легче, чем с другими. Одни довольно приятные, другие не вызывают никаких эмоций, но есть среди них и по-настоящему невыносимые. Разумеется, ваше отношение к клиенту складывается из множества факторов: таких как ваша компетентность и опыт, погруженность в проект. Однако рискну заметить, что существуют и невыносимые клиенты. Они усложняют своим поведением любой бизнес и мешают вам четко выполнять свою часть работы. У большинства из нас подобное поведение вызывает естественную реакцию — ответить аналогичным образом, если не худшим.

Но существуют и более эффективные способы. Оказывается, с невыносимыми клиентами можно справиться. Но для этого вам придется сдерживать свои негативные эмоции. Вместо того чтобы попусту тратить свои нервы и силы, просто хорошо сделайте свою работу. Выполните добросовестно свою часть контракта. И тогда, даже если клиент будет вести себя ужасно, вам будет гораздо проще добиться положительного результата.

Вот четыре типа «невыносимого» поведения клиентов и эффективные способы справиться с ними:

Постоянное внимание к деталям.

Я работал несколько лет в Великобритании и там узнал прекрасную пословицу: «Глупо покупать собаку, а потом лаять самому». К сожалению, некоторые клиенты именно так и поступают. Они постоянно вмешиваются, контролируют каждую мелочь, а иногда даже сами пытаются сделать ту работу, за которую платят вам.

Соблазн: возникает желание поддаться чувству досады и начать соревноваться с клиентом. Доказать ему свое превосходство и профессиональные компетенции.

Более эффективный способ: не отвлекаясь, делать свою работу. Ваш клиент рано или поздно отчается и попросит вас о помощи. Вот тогда ваши способности и знания и заговорят сами за себя.

Вы же лучше разбираетесь в сфере своей деятельности, чем ваш клиент? Значит, просто выполняйте свои обязанности. А потом можете посмеяться про себя, когда клиент неминуемо скажет что-то вроде: «Мне просто нужно было сдвинуть дело с мертвой точки...»

Излишние комментарии или, наоборот, их недостаток.

Ваш клиент заваливает вас бесконечными комментариями и пожеланиями. Однажды я работал над книгой с пятью соавторами и получил от каждого из них по длинному списку комментариев.

Или же наоборот: клиент берет и вовсе не присылает комментариев, что заставляет вас теряться в догадках.

Соблазн: в случае, если комментариев слишком много, хочется пожаловаться, что вы не можете вынести такого обилия информации. В случае же их недостатка требовать отклика и отказываться выполнять работу, пока вы его не получите.

Более эффективный способ: в первом случае обсудите возможность присылать вам комментарии и пожелания более мелкими порциями. Так вам будет проще работать. Во втором случае не стоит пытаться ничего угадывать. Просто попросите открыто присылать вам комментарии и делайте это так часто, как вам это необходимо.

Возможно, вам не понравятся комментарии клиента, или вы будете с ними не согласны — особенно, если вы получаете их слишком много или слишком мало. Но имейте в виду, что вам нужно в любом случае научиться сотрудничать именно с этим клиентом. Ваша цель — не воспитать его, а сделать свою работу как можно лучше. Комментарии предполагают дискуссию, которая в конечном счете всегда положительно сказывается на результате.

Проблема со сроками.

Невыносимые клиенты не думают о сроках. Они могут не присылать вам вовремя необходимые для работы материалы, несмотря на предварительную договоренность, — тем самым замедляя процесс или нарушая общий ритм вашей работы. Однако независимо от их нерасторопности сроки есть сроки. И если вы сорвете дедлайн даже по вине клиента, именно вам придется за все отвечать.

Соблазн: начать ныть и обвинять клиента в задержке и неблагоразумии. Просить или требовать отсрочки.

Более эффективный план: разработайте реалистичный план. Затем прибавьте к нему время на непредвиденные обстоятельства. Приготовьтесь работать сверхурочно или в выходные.

Я никогда не говорю клиентам, сколько именно времени у меня займет та или иная работа. И делаю это вовсе не с целью обмануть их, а просто потому, что я проверил на собственном опыте — потраченное время не обязательно коррелирует с результатом. (Разумеется, это зависит от профессии.) Как-то мы попытались разработать новый подход к работе над книгами, который призван был ускорить их написание. И мы обнаружили, что это заняло у нас ровно вдвое больше времени, чем обычно. Причина была в том, что мы слишком концентрировались на сроках, а не на самой работе.

Они присваивают славу себе и перекладывают вину на других.

Если проект завершен удачно, «невыносимый клиент» присваивает себе все лавры, сводя вашу роль к минимуму. Зато если проект оказывается провальным, клиент все свалит на вас.

Соблазн: в случае успеха проекта хочется потребовать признать ваши заслуги. А в случае провала отступить в тень и рассказать всем, как оно было «на самом деле», — за спиной у клиента.

Более эффективный план: заранее составьте письменное соглашение и определите, как ваша роль в проекте должна быть освещена публично. Или же приготовьтесь остаться незамеченным и дайте работе говорить за себя. Пусть клиенту достанутся все лавры.

Всем хочется признания своих заслуг, однако главное — выполнить свои обязательства. И если вы это сделаете, у вас будет гораздо больше шансов, что клиент упомянет ваши заслуги. И о вашей работе заговорят, что приведет к новым проектам и успехам.

Исследования доказывают, что трудности в работе часто ведут к положительным результатам и новым возможностям. И это подтверждается опытом работы с «невыносимыми клиентами». На самом деле ничего невозможного в сотрудничестве с ними нет. Подобная работа просто требует больше ресурсов. Но после каждого такого проекта мне удается придумать новые способы сотрудничества и коммуникации. И тем самым сделать невозможное возможным.

Читайте по теме: