Делить с кем-то гостиничный номер в рабочей поездке? | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Делить с кем-то гостиничный номер в
рабочей поездке?

Это может быть полезно для бизнеса.

Автор: Энн Кремер

читайте также

«Без конкуренции мы бы лениво ползли»

Евгения Чернозатонская

Быть лидером или казаться им?

Умар Хак

Отправьте своих сотрудников играть с роботами Lego

Колин Льюис

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

Много лет назад, когда я работала в издательском доме Holt, Rhinehart & Winston, мне случилось быть на национальной педагогической конференции в Сан-Антонио, вместе с моей старшей по должности коллегой. Мы не смогли вовремя зарезервировать гостиницу, и нам пришлось на время конференции жить в одном номере. Сама идея – о, Боже! Моя начальница! В пижаме! – обещала несколько дней неловких ситуаций и натужного общения. Но оказалось, что это вынужденное соседство укрепило наши отношения, позволив нам узнать друг друга так, как редко бывает в суете каждодневной работы. Такие прочные межличностные связи, как у нас, сегодня формируются все чаще – это является неким побочным эффектом корпоративной культуры, претерпевшей изменения вследствии вынужденного аскетизма Великой Рецессии. Крупнейшие корпорации, такие как Pfiizer, Bristol Meyers-Squibb и Microsoft много экспериментировали с этим аспектом корпоративной жизни. В конце концов, гибкость и умеренность по-прежнему остаются ключевыми условиями для роста бизнеса, и мы до сих пор можем наблюдать, что даже по мере того, как экономика медленно выздоравливает, огромное количество бизнес-путешественников добровольно, а подчас и с энтузиазмом, делят гостиничный номер с коллегами. Опрос семисот бизнесменов, останавливающихся в гостиницах посольского класса, показал, что 17 процентов из них обычно стараются делить номер с коллегой.

Это помогает культивировать деловой образ мыслей

Сэт Голдман, один из основателей и генеральный директор компании Honest Tea, приобретенной корпорацией Coca-Cola, убежден, что совместное гостиничное пребывание работников во время командировок помогает сохранить дух предпринимательства, который ставился во главу угла со дня основания его компании: «У каждого менеджера есть документ о прибылях и убытках, за который он или она несет ответственность. И хотя мы не настаиваем на том, чтобы совместное размещение в гостинице было для наших сотрудников железным правилом, мы уверены, что пока они располагают собственным бюджетом и получают собственную прибыль, они будут продолжать выбирать этот вариант».

Это может быть полезно для бизнеса

Голдман замечает, что помимо укрепления предпринимательского духа, «компания тратит вдвое меньше на гостиницы для командировочных, чем если бы сотрудники размещались в одноместных номерах. А работники не раз подумают, прежде чем тратить свои собственные деньги». Он также делает акцент на том, что совместное гостиничное пребывание «позволяет компании Honest Tea сэкономить деньги там, где клиенты этого не видят, и, таким образом, больше инвестировать непосредственно в бизнес. Рита МакГрэт, профессор бизнес-школы Колумбийского университета, соглашается с выводами Голдмана. По ее оценкам, компании, следующие стратегии совместного гостиничного размещения, могут сэкономить до 50% на накладных и административных расходах.

Даника Комбол, основатель агенства социальных медиа Everywhere в Атланте, иногда даже делит гостиничный номер с совершенно незнакомыми людьми. Так, Комбол, которая проводит в разъездах около двух недель в месяц, перед недавней конференцией написала в своем твитере, что ищет соседку по номеру, и другая участница конференции, Кристин Янг, откликнулась на ее объявление. Для Янг «самое лучшее в конференциях – это встречи с другими женщинами, разделяющими твои взгляды». Дружеские отношения, завязавшиеся в рабочих поездках, кардинально изменили ее жизнь и профессиональную карьеру. Янг рассказывает, что многие из ее самых ценных связей в мире бизнеса начались именно в дни соседства по гостинице.

Комбол же вспоминает, как на одной из конференций она делила номер с работницей сети торговых центров Wal-mart, которая объясняла свое решение селиться в один номер с незнакомками тем, что это «напоминает ей необходимость стоять на страже капитала ее компании».

Комбол и члены ее команды часто делят гостиницу и тогда, когда платит клиент. Она убеждена, что это выгодно для бизнеса, и ее клиенты не остаются в долгу за такое бережное внимание к их расходам. «Мне бы и в голову никогда не пришло, что Даника и ее сотрудники будут селиться по двое в номере», - говорит Франсис Хэйд, вице-президент по медиа-операциям компании Advanstar Communications, - «но на самом деле, в ходе работы над нашими заказами им приходится очень много ездить, они уже побывали в каждом нашем офисе по всей стране, и по много раз. Так что те деньги, которые мы экономим на гостинице, мы можем направить на поддержку агенства Даники, ведь откровенно говоря, наш бизнес многим им обязан».

Компаниям нужно иметь твердые и прозрачные правила для всех категорий работников.

Как и со многими другими программами, стратегия совместного гостиничного размещения может стать успехом, а может вызвать сопротивление работников, в зависимости от того, как она реализуется. Адельма Стэнфорд, менеджер социальных медиа, не почувствовала особого энтузиазма, когда во время кризиса ее прежний работодатель, компания глобального образования Promethean, обязал младших сотрудников в рабочих поездках делить гостиницу. Стэнфорд рассказывает, что большинство работников были возмущены новым правилом: «Я не знаю этих людей. И зачем мне жить с ними в одном номере?». Многие сотрудники все же снимали одноместные номера, оплачивая разницу в цене из своего кармана, лишь бы не делить номер с незнакомцами».

Бывшая высокопоставленная сотрудница компании Price Waterhouse Coopers, пожелавшая остаться анонимной, пожаловалась, что хотя она не имела ничего против того, чтобы делить с кем-то номер, особенно когда экономика переживала не лучшие времена, но ее раздражало, что вышестоящие менеджеры не должны были приносить такую же жертву. «Текучка кадров в компании высокая. Эта работа многого от тебя требует, и ты постоянно чувствуешь, что тебя недостаточно ценят, и многие менеджеры были недовольны решением ввести правило совместного гостиничного размещения, потому что если речь идет о снижении расходов, то это должно касаться работников всех уровней».

Рита МакГрэт подтверждает, что такая практика может быть обернуться неприятными последствиями для руководства, если она не применяется одинаково на всех уровнях. «Особенно деморализует, когда начальство настаивает на режиме строгой экономии для своих подчиненных, но исключает себя из списка обязанных следовать этим правилам, будь то делить с кем-то гостиничный номер, не превышать определенного лимита в стоимости авиабилетов, и так далее. В такой ситуации люди чувствуют, как будто их просто используют».

Когда же у старших менеджеров слова не расходятся с делами, у стратегии совместного гостиничного размещения более благоприятные перспективы. МакГрэт рассказывает об одном из своих клиентов, для которого «акцент был на необходимости сокращать расходы компании, но в порядке поощрения была предложена очень щедрая программа бонусов. Таким образом, работники знали, что когда компания экономит средства, выигрывают и они лично. И соблюдают эти правила все, от руководителей компании до младших сотрудников». Голдман рассказывает, что в его компании Honest Tea случается, что секретарь делит номер со старшим вице-президентом. Он со смехом вспоминает ночь перед важной презентацией, когда его поселили в один номер с вице-президентом по продажам, который мог спать только с включенным телевизором. Годман, разумеется, мог в приказном порядке добиться от своего подчиненного, чтоы тот выключил телевизор, но вместо этого он решил быть хорошим соседом по номеру и смириться с неминуемым недосыпом. (Впрочем, многие эксперты, включая нашего блоггера Тони Шварца, поспорили бы с Голдманом: если вы не выспались, вы просто неспособны качественно выполнять свою работу.)

Компаниям нужно проявлять деликатность

Хотя нет никакого закона, регулирующего гостиничное размещение работников в деловых поездках, компания может минимизировать возможное недовольство (или даже что-то похуже), если будет подходить к каждому случаю индивидуально и предоставлять работникам право выбирать, с кем делить номер. Однажды два менеджера компании Honest Tea – мужчина и женщина - делили гостиничный номер в деловой поездке, но по словам Голдмана, «это было достаточно неудобно, так что больше подобный опыт не повторялся». Компании очень важно осознавать, что она требует от своих работников, и ценить эту жертву по достоинству. Многие из тех, кого я интервьюировал, признавались, что в командировке им необходимо личное время, когда, находясь, в одиночестве, они могут все обдумать и запастись энергией, и часто цена потери драгоценного времени на восстановление оказывается выше корпоративной выгоды. Голдман, в свою очередь, признает, что по мере того, как его бизнес растет и расширяется, в него вливаются люди из других компаний, и становится все труднее поддерживать культуру совместного гостиничного размещения, когда «пять человек делят один номер». На этом этапе он пообещал членам своей команды, что если годовые финансовые цели компании будут достигнуты, каждый сотрудник в деловых поездках будет размещаться в отдельном номере.

Компаниям нужно быть очень осторожными в определении правил рабочих поездок в соответствии с их организационной культурой. Стратегия совместного гостиничного размещения, когда она неправильно реализуется, может приводить к тому, что работники будут чувствовать дискомфорт и недостаток уважения к ним со стороны компании. В то же время, для многих эта стратегия – когда она применяется для работников всех уровней равным образом и с достаточным тактом, - может дать не только значительное сокращение расходов компании, но и помочь созданию непредсказуемых, глубоких, межличностных связей, которые могут изменить ход как индивидуальной карьеры работника, так и бизнеса в целом.