Как освоиться на новой работе | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как освоиться на
новой работе

Что делать, чтобы наладить отношения в новом коллективе

Автор: Арт Маркман

Как освоиться на новой работе

читайте также

Что делать, если все устали от кризиса

Мерит Уэделл-Уэдельсборг

Как научить сотрудников импровизации, которая поможет в кризисных ситуациях

Давиде Ораци,  Кристин де Валк,  Пьер Витторио Маннуччи

О чем говорить с клиентами в соцсетях

Бланка Изабель Эрнандес Ортега,  Майкл Станко,  Ришика Ришика,  Франсиско-Хосе Молина-Кастильо,  Хосе Франко

Три главных шага для монетизации экосистемы

Арно де Мейер,  Питер Уильямсон

Приступать к новой работе на новом месте всегда волнительно. Может быть, вы не раз уже меняли работу, но все равно внезапно ощущаете себя так, будто пришли в первый раз в новый класс, и все на вас смотрят. Как справиться со всем этим в первые несколько недель, когда вы чувствуете себя не в своей тарелке? Есть ли вообще способ испытывать меньше напряжения, когда вы только что попали в новый коллектив? А если к вам приходит новый сотрудник, что вы можете сделать, чтобы ему было легче адаптироваться?

Чтобы ответить на эти вопросы и скорее войти в колею, важно понять причины, по которым подобного рода сложности могут возникнуть.

Неизвестность

Вы не знаете, чего ожидать, и это одна из главных причин того, что вы сейчас выбиты из колеи. Мозг подобен своего рода прогностической машине. Она хочет в точности предугадать, что произойдет; а когда нет уверенности в будущем, это может вызывать тревожность. Ровно по той же причине зарубежная поездка покажется более интересной постфактум, если сравнивать с эмоциями, переживаемыми человеком во время самой поездки.

В ситуациях, когда неясно, как действовать, мы зачастую выбираем бездействие. И на то есть пара причин. Во-первых, возросшая тревожность вынуждает нас избегать потенциальных угроз и потрясений. Во-вторых, когда все действительно оборачивается плохо, мы куда более склонны обвинять себя в том, что мы сделали, нежели в том, чего не сделали. Так мы убеждаем себя, что, не делая ничего, мы получим меньше проблем. Поэтому, когда мы не вполне уверены в происходящем, может быть трудно заговорить с новыми коллегами.

К тому же страшно сказать что-то не то. Даже разговаривая с близкими знакомыми, мы часто избегаем вещей, которые могут быть превратно истолкованы. При этом практика показывает, что люди на самом деле куда больше внимания уделяют сути сказанного, а не выбранным вами конкретным словам. Так что ваши коллеги едва ли составят о вас негативное впечатление, поскольку попросту не обратят внимания на то, из-за чего вы так переживаете. И нет ничего страшного в том, чтобы поболтать с новыми коллегами и уточнить, когда вам что-то непонятно.

Чтобы новому сотруднику было легче освоиться, постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя более уверенно в новой для него ситуации. Представьте его коллегам. Расскажите, как у вас проходит рабочий день. Если речь об удаленке, поставьте себе напоминание связываться с новым сотрудником хотя бы раз в день, чтобы человек не терялся в потоке задач.

Языковой барьер

Даже если вы готовы общаться, есть еще одна проблема: вы можете не знать местного «жаргона». У каждой организации в ходу свои сокращения, названия отделов и задач, свои обозначения каких-то понятий, мест и должностей. Складывается впечатление, что вас забросили в страну, где говорят на хоть и близком, но иностранном языке, — и с вашим знанием вы разве что можете понять, сколько всего вы еще пока не понимаете.

Перебивать людей и переспрашивать о значении непонятных слов бывает неловко. Целые предложения, сказанные на офисном жаргоне, могут звучать нечленораздельно для непосвященных («Надо было недавно получить ЕВПП и ВПР, чтобы одобрили один ПАР, который надо в ОСП закинуть»). Так что полезно воспользоваться услугами «переводчика». Спросите у кого-нибудь из коллег, сможет ли он составить для вас памятку-шпаргалку по основным сокращениям и «словечкам»; в некоторых компаниях это даже входит в общую программу адаптации новых сотрудников. А еще договоритесь с коллегами, что будете иногда просить их «перевести» незнакомые слова по электронной почте или в мессенджерах. Важно иметь такой спасательный круг, чтобы не утонуть в новой терминологии.

Если к вам в команду пришел новый сотрудник, постарайтесь встать на его место. Зачастую трудно осознать, насколько вы и ваш лексикон укоренены в традициях организации. Когда вы используете привычные вам словечки, старайтесь сразу же объяснять их значение, чтобы новые сотрудники к ним адаптировались, но не были совершенно сбиты с толку.

Здесь нет своих. По крайней мере, пока

Возможно, самое сложное в адаптации к новому рабочему месту — отсутствие группы людей, с которыми можно чувствовать себя комфортно. Исследования показывают, что наличие позитивных социальных контактов — ключевой фактор удовлетворенности работой и благополучия. Вы наблюдаете со стороны за группами людей, которые делятся друг с другом своими впечатлениями, и чувствуете себя посторонним или даже изолированным. Возможно, у вас недостаточно опыта встраивания в уже существующие социальные структуры, если только вам не приходилось часто переезжать. Обычно мы встречаемся с большим количеством новых людей в условиях, когда ситуация является новой для всех и социальная группа создается с нуля, как на первом курсе университета.

Помните, что потребуется время, и все остальные тоже когда-то были новичками. Можно для начала заговаривать в группах из нескольких человек. Узнайте их поближе, чтобы затем понять, как они общаются. Можно попытать удачу, если у вас предусмотрены кофе-брейки или общие обеды. Также довольно простой способ знакомства с новыми людьми — найти себе своеобразного «посла» и попросить его представить вас остальным. Не бойтесь обращаться с этим к коллегам: обычно люди более чем рады помочь с такими небольшими просьбами, особенно новичкам.

Если в вашей команде появился новый коллега, помогите ему встроиться в социальную среду. Необязательно становиться близким другом или обещать проводить время вместе после работы. Просто помогите человеку узнать пару-тройку коллег и включите его в рабочие обсуждения. Особенно это важно в случае с удаленными сотрудниками; большинство взаимодействий на удаленке требуют предварительного согласования, так что новые сотрудники рискуют быть обойденными и остаться в стороне. Налаживание связей с другими членами команды также увеличивает шансы на то, что люди останутся работать в компании дольше.

В конце концов, помните, что, скорее всего, вы переживаете куда больше, чем ваши коллеги, занятые каждодневной рутиной. Думайте о хорошем: через полтора месяца тревожность в основном сойдет на нет. У вас разовьются новые привычки, вы обнаружите, что понимаете уже хотя бы половину лексикона фирмы, и у вас будет пара прочных связей, коллег, которые смогут помочь вам освоиться.