читайте также
Китайская бизнес-культура по-своему уникальна, но наши представления о ней не соответствуют действительности. Чтобы выявить типичные связанные с ней стереотипы, мы опросили десятки экспатов из США и Европы, а также некоторых руководителей-китайцев, работающих на западе, причем все респонденты по меньшей мере три года занимались бизнесом в Китае. Мы выявили три главных мифа, которые укреплялись, скажем так, самопроизвольно, из-за распространения стереотипов, и целенаправленно — посредством программ обучения менеджеров.
Любой, кто работает с китайцами, соприкасается с многогранной и быстро изменяющейся культурой. По словам одного из респондентов, постигнув особенности восточного и западного стилей ведения бизнеса и научившись работать по-восточному и по-западному, менеджеры могут, когда нужно, действовать в парадигме обеих культур. «Китайцы часто приходят на встречу без предварительной договоренности, — рассказывает один топ-менеджер. — Я тоже стал так делать. Если у меня есть лишних полчаса, я прямо из машины звоню кому-нибудь, кто работает рядом, и захожу к нему».
Миф: коллективизм Реальность: индивидуализм
По мнению китайского менеджера Вэй Чэнь, который работает в Париже в индустрии предметов роскоши, все более явное проявление индивидуализма китайцев объясняется тем, что в стране всех стригли под одну гребенку. В такой атмосфере формировались многие поколения. «Когда я был ребенком, мне говорили, что я должен быть “как все”, и наказывали, если я чем-то выделялся из общей массы, — вспоминает он. — Но мы с радостью отказываемся от обез-личенности. Мы в Китае хотим двигаться вперед. западные люди часто находят наш стиль ведения бизнеса слишком жестким и напористым». Топ-менеджер канадской фармацевтической компании особо отмечает: «В Китае чрезвычайно заботятся о личных интересах, больше чем об интересах компании, общества или страны. На западе я ничего подобного не встречал. США считаются рассадником индивидуализма, но Китай в этом отношении их намного обгоняет». Среди факторов, разрушающих дух коллективизма, респонденты упоминали Культурную революцию, демографическую политику Китая (один ребенок на одну семью) и массовую миграцию населения в большие города.
Доля правды: Решения часто принимаются коллегиально, и китайцы хорошо умеют работать в команде.
Миф: долгосрочное планирование Реальность: спонтанность
Менеджеры единогласно утверждали, что, по сравнению с западными странами, в Китае принимают и исполняют решения с поразительной скоростью. «Мы тратим время, пытаясь предсказать будущее, и постоянно при этом ошибаемся, — говорит Фредерик Мори, руководитель высшего звена французской сервисной компании. — В Китае никто не думает
о будущем». Возможно, это преувеличение, но с этим мнением охотно соглашается менеджер, десять лет проработавший в китайском офисе Всемирного банка. Он также добавляет, что в Китае принято действовать по ситуации, и делают там это очень умело: «В Китае я был на десятках, если не на сотнях семинаров, и ни разу они не шли по плану. Все меняется накануне вечером: выступающие, темы докладов и даже место проведения мероприятия. Но в конце концов все всегда заканчивается хорошо».
Доля правды: Деловые отношения и правительственная политика всегда планируются на годы вперед.
Миф: несклонность рисковать Реальность: готовность рисковать
«На западе мы любим обсуждать что-то, затем все это фиксировать письменно, распечатывать кучу бумаг, снова обсуждать, потом анализировать, — говорит британский топ-менеджер логистической компании Майкл Дрейк. — Но в Китае все иначе: “здорово, мы приняли решение. Все — вперед и с песней!”» Многие респонденты считают, что риск и экономический рост взаимосвязаны. По мнению Эдит Корон, французского консультанта по проблемам межкультурных различий, «закономерно, что в стране, ВВП которой растет больше чем на 10% в год, дух предпринимательства и готовность рисковать столь высоки». Ее слова подтверждает Вэй Чэнь: «Мы не хотим терять ни минуты. Мы очень уверены в своих силах, и нам нравится рисковать».
Доля правды: Сотрудники китайских компаний обычно не решаются открыто высказывать свое мнение или идеи в присутствии руководителей.