Китай: мифы и реальность | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Китай: мифы
и реальность

Китайская бизнес-культура по-своему уникальна, но наши представления о ней не соответствуют действительности.

Авторы: Майер Эрин , Шэнь И Элизабет

Китай: мифы и реальность

читайте также

Избегая ловушек предпочтений

Борис Щербаков

План не имеет значения

Карл Шрамм

Советы тем, кто страдает от перфекционизма

Элис Бойес

Почему публичные компании не справляются

Роджер Мартин

Китайская бизнес-культура по-своему уникальна, но наши представления о ней не соответствуют действительности. Чтобы выявить типичные связанные с ней стереотипы, мы опросили десятки экспатов из США и Европы, а также некоторых руководителей-китайцев, работающих на западе, причем все респонденты по меньшей мере три года занимались бизнесом в Китае. Мы выявили три главных мифа, которые укреплялись, скажем так, самопроизвольно, из-за распространения стереотипов, и целенаправленно — посредством программ обучения менеджеров.

Любой, кто работает с китайцами, соприкасается с многогранной и быстро изменяющейся культурой. По словам одного из респондентов, постигнув особенности восточного и западного стилей ведения бизнеса и научившись работать по-восточному и по-западному, менеджеры могут, когда нужно, действовать в парадигме обеих культур. «Китайцы часто приходят на встречу без предварительной договоренности, — рассказывает один топ-менеджер. — Я тоже стал так делать. Если у меня есть лишних полчаса, я прямо из машины звоню кому-нибудь, кто работает рядом, и захожу к нему».

Миф: коллективизм Реальность: индивидуализм

По мнению китайского менеджера Вэй Чэнь, который работает в Париже в индустрии предметов роскоши, все более явное проявление индивидуализма китайцев объясняется тем, что в стране всех стригли под одну гребенку. В такой атмосфере формировались многие поколения. «Когда я был ребенком, мне говорили, что я должен быть “как все”, и наказывали, если я чем-то выделялся из общей массы, — вспоминает он. — Но мы с радостью отказываемся от обез-личенности. Мы в Китае хотим двигаться вперед. западные люди часто находят наш стиль ведения бизнеса слишком жестким и напористым». Топ-менеджер канадской фармацевтической компании особо отмечает: «В Китае чрезвычайно заботятся о личных интересах, больше чем об интересах компании, общества или страны. На западе я ничего подобного не встречал. США считаются рассадником индивидуализма, но Китай в этом отношении их намного обгоняет». Среди факторов, разрушающих дух коллективизма, респонденты упоминали Культурную революцию, демографическую политику Китая (один ребенок на одну семью) и массовую миграцию населения в большие города.

Доля правды: Решения часто принимаются коллегиально, и китайцы хорошо умеют работать в команде.

Миф: долгосрочное планирование Реальность: спонтанность

Менеджеры единогласно утверждали, что, по сравнению с западными странами, в Китае принимают и исполняют решения с поразительной скоростью. «Мы тратим время, пытаясь предсказать будущее, и постоянно при этом ошибаемся, — говорит Фредерик Мори, руководитель высшего звена французской сервисной компании. — В Китае никто не думает

о будущем». Возможно, это преувеличение, но с этим мнением охотно соглашается менеджер, десять лет проработавший в китайском офисе Всемирного банка. Он также добавляет, что в Китае принято действовать по ситуации, и делают там это очень умело: «В Китае я был на десятках, если не на сотнях семинаров, и ни разу они не шли по плану. Все меняется накануне вечером: выступающие, темы докладов и даже место проведения мероприятия. Но в конце концов все всегда заканчивается хорошо».

Доля правды: Деловые отношения и правительственная политика всегда планируются на годы вперед.

Миф: несклонность рисковать Реальность: готовность рисковать

«На западе мы любим обсуждать что-то, затем все это фиксировать письменно, распечатывать кучу бумаг, снова обсуждать, потом анализировать, — говорит британский топ-менеджер логистической компании Майкл Дрейк. — Но в Китае все иначе: “здорово, мы приняли решение. Все — вперед и с песней!”» Многие респонденты считают, что риск и экономический рост взаимосвязаны. По мнению Эдит Корон, французского консультанта по проблемам межкультурных различий, «закономерно, что в стране, ВВП которой растет больше чем на 10% в год, дух предпринимательства и готовность рисковать столь высоки». Ее слова подтверждает Вэй Чэнь: «Мы не хотим терять ни минуты. Мы очень уверены в своих силах, и нам нравится рисковать».

Доля правды: Сотрудники китайских компаний обычно не решаются открыто высказывать свое мнение или идеи в присутствии руководителей.