Пять шагов, которые помогут наладить доверительные отношения с кем угодно | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять шагов, которые помогут наладить доверительные отношения с
кем угодно

Что делать, чтобы коллеги и партнеры вас поддержали

Автор: Кристина Хиллсберг

Пять шагов, которые помогут наладить доверительные отношения с кем угодно
Johnny Johnson/Getty Images

читайте также

«Это ваши проблемы»: что делать, если начальник думает только о грандиозных целях

Лиз Кислик

Антикризисный менеджмент. Как избежать субсидиарной ответственности

Почему мы выбираем лидеров, которые сулят нам золотые горы

Джанпьеро Петрильери

Обучение персонала как ответ на новые вызовы

Валентина Сатарова

Доверие коллег — залог успеха на любой работе. Без доверия коллеги не решатся поддерживать вас и ваши идеи. От доверия — или его отсутствия — может зависеть, добьетесь вы своих целей или потерпите поражение.

Работая аналитиком в Центральном разведывательном управлении, я писала аналитические оценки для президента США и других политиков. Вместе с коллегами из Оперативного управления я встречалась с источниками разведывательной информации и собирала данные, интересующие США. Могу сказать, что доверие является неотъемлемой частью такой работы. Когда я ушла из ЦРУ и начала работать в отделе безопасности крупной технологической компании, то сразу же поняла, как важны навыки, приобретенные мною в ЦРУ, особенно способность завоевывать доверие. Как женщине, работающей в сфере информационной безопасности, где преобладают мужчины, мне часто приходилось сталкиваться со скептицизмом относительно моей квалификации. Кроме того, на новом месте я не могла распространяться о своей деятельности в организации, в которой я работала прежде. После нескольких совещаний, на которых мои идеи не встретили поддержки, я начала понимать, что мне нужно переключиться. Прежде чем добиться своих целей, сначала мне нужно было достичь взаимопонимания с другими, завоевать их доверие и уважение.

Для этого я решила воспользоваться техникой «Мы с тобой похожи», о которой узнала в ЦРУ. Некоторые сотрудники считали, что смысл ее в том, чтобы изображать интерес к той же теме, которая интересует их источник. Однако самые успешные оперативники были многогранными личностями и стремились найти что-то действительно общее. Давайте рассмотрим некоторые из методов, применяемых агентами ЦРУ для построения отношений со своими коллегами и завоевания их доверия.

Старайтесь быть разносторонним человеком

Чтобы найти общие темы с другими людьми, нужно иметь собственные интересы и хобби. Есть ли что-то, что вам всегда хотелось изучить? Существуют бесконечные возможности приобрести новые навыки от людей по всему миру, не выходя из дома. Можно наслаждаться дегустацией вина с прославленным сомелье на его мастер-классе, учиться вязать с помощью TikTok или общаться с другими любителями книг в виртуальном книжном клубе.

Может быть, у вас уже есть хобби, которое вы забросили из-за повседневных забот? Найти время для интересов, не связанных с работой, может оказаться нелегко, если мы перегружены профессиональными обязанностями и домашними делами. Постарайтесь каждую неделю выделять время в своем календаре на новый навык или хобби. Помните, что вам необязательно становиться экспертом во всем, что вы пробуете. Любой опыт в разнообразных областях, даже незначительный, может дать вам материал, на который можно опереться при знакомстве и построении связей с новыми людьми.

Не притворяйтесь

Попытки оперативных сотрудников ЦРУ установить контакт с человеком на почве якобы общих интересов часто проваливаются, и вы тоже потерпите неудачу, если не будете искренними. Попытайтесь найти общую тему, которая вам действительно интересна. Если вы не можете найти способ установить отношения с человеком, попробуйте узнать больше об одном из его интересов, но только если вы действительно этого хотите. Например, ваш новый коллега прекрасно разбирается в вине. Вместо того чтобы поспешно покупать книгу о винах или записываться на курс в надежде тоже сойти за эксперта, выразите заинтересованность узнать больше. Когда вы берете на себя роль ученика и предлагаете другому роль учителя, это отличный и искренний способ установить доверие.

Слушайте

Пытаясь достичь взаимопонимания с человеком, помните, что по большей части люди любят говорить о себе и своих интересах. Нормально, если и вы будете говорить о себе (а вам понадобится это, чтобы найти общие интересы, о которых шла речь выше), но делайте это так, чтобы разговор не стоял на месте и у человека был стимул больше рассказывать о своих интересах. Если вы знаете, что разговорчивы и вам нравится быть в центре внимания, не забывайте, что нужно давать слово и другим. Если вы поделитесь аналогичной историей, то это поможет вам найти контакт с собеседником, однако следует иметь в виду, что иногда важнее слушать. Например, если человек взахлеб рассказывает о недавнем отпуске, а вы много раз бывали в этом месте, не поддавайтесь искушению перебить его собственными рассказами. Если вас спросят, бывали ли вы там, скажите правду, но затем дипломатично верните мяч на сторону собеседника, спросив, что ему понравилось больше всего, где он останавливался и хочет ли снова туда поехать. В зависимости от ответа вы можете найти способ установить контакт на основе сходных впечатлений.

Отдавайте, чтобы получать

Чтобы люди разговорились, иногда сначала нужно дать какую-то информацию о себе, и тогда раскрываться им будет комфортнее. Этому методу также учат в ЦРУ, чтобы помочь оперативным сотрудникам установить взаимопонимание и развить секретные отношения с объектами разведки. Не менее важно это и в бизнесе. Если вы надеетесь, что вам сообщат конкретную информацию, начните разговор, поделившись чем-то похожим из вашей жизни, что в идеале заставит человека заговорить на интересующую вас тему. Например, если вы надеетесь, что коллега поделится с вами ситуацией, вызывающей у него стресс на работе, то можете вовлечь его в разговор, рассказав недавнюю аналогичную историю, произошедшую с вами. Пытаетесь ли вы достичь компромисса во время переговоров или просто растопить лед в отношениях с коллегой, «отдавать, чтобы получить» — простой способ сделать так, чтобы человек открылся, и создать основу для доверительных отношений.

Ведите заметки

Оперативные сотрудники ЦРУ описывают свои встречи, и вы тоже можете записывать, что вы узнали о человеке, после встречи с ним, чтобы в следующий раз помнить, о чем вы говорили. Я не предлагаю записывать конфиденциальную информацию, скорее — подробности о жизни, которые вы можете забыть в суматохе. Например, если коллега упомянул, что тренируется, чтобы принять участие в марафоне, запишите это, чтобы при следующей встрече спросить, как его успехи. Если коллега рассказал, сколько у него детей и назвал их имена, тоже запишите их. Людям приятно, когда вы помните подробности из их жизни, которыми они поделились, и еще больше — когда интересуетесь ими.

***

Способность завоевывать доверие коллег — лишь один аспект, позволяющий получить поддержку своих идей. Но если пользоваться описанными в этой статье техниками, мы можем заложить фундамент для достижения профессиональных целей. Очень многое из того, чего мы добиваемся на работе, зависит от построения отношений с коллегами и их доверия. Не жалея времени на то, чтобы лучше узнать и понять друг друга, мы создаем условия для успеха.

Об авторе. Кристина Хиллсберг (Christina Hillsberg) — автор книги «License to Parent: How My Career as a Spy Helped Me Raise Resourceful, Self-Sufficient Kids», бывший специалист по анализу разведывательных данных ЦРУ, писательница и мать пятерых детей.