Перестаньте отказываться от переговоров | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перестаньте отказываться
от переговоров

Как готовиться к важным переговорам каждый день

Автор: Сьюзен де Янаш

Перестаньте отказываться от переговоров
Dennis Galante/Getty Images

читайте также

Неигрушечный вопрос: как правильно передать бизнес детям

Ярослав Глазунов

Инновация vs сложность

Аспиналл Кейт,  Марк Готтфредсон

Почему новым руководителям становится не по себе

Мишель Антеби,  Нишани Бурмо

Вы уверены, что вы не «плохой босс»?

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

На семинаре для женщин-руководителей среднего и высшего уровня я предложила следующий сценарий: в своем любимом магазине вы заметили очень красивую пару туфель «для работы». Вы случайно узнали, что с завтрашнего дня на все женские туфли будет скидка 30%. Что вы сделаете?

Анна уверенно подняла руку и сказала: «Приду завтра». Я быстро повернулась к ней и спросила: «А если бы завтра вы уезжали на неделю в командировку?» Тогда она ответила: «Ну, может быть, попробовала бы заказать их завтра онлайн со скидкой».

Это верно, что не всех мотивирует скидка. Аналогичные переговоры по несущественным вопросам (например, когда вы просите у оператора кабельного телевидения тариф получше или просите скидку при оплате наличными) иногда кажутся не заслуживающими усилий. Однако что, если дискомфорт, который вы испытываете, прося о скидке, является лишь верхушкой айсберга? Что, если страх перед отказом в ответ на просьбу или негативной реакцией лично в ваш адрес мешает вам вести переговоры и в любых других ситуациях? И что, если, упуская или избегая случаи, когда вы могли бы договориться по несущественным вопросам, вы лишаете себя возможности приобрести уверенность и компетентность, необходимые при ведении более важных переговоров?

Если договариваться вам мешает страх, пора начать использовать повседневные поводы для тренировки. Так вы сможете набраться уверенности и подготовиться к ситуациям, когда нужно будет вести переговоры по более важным вопросам.

Выявите возможности для переговоров

Большинство книг и статей на тему переговоров посвящены тому, как подготовиться к переговорам, или предлагают стратегии по их эффективному ведению. Однако в этих руководствах не рассматривается вопрос о том, распознают ли люди возможности для переговоров. Эта способность зависит от вашей точки зрения и опыта, а также культуры, образцов для подражания и целей. Делая покупки в магазинах, большинство потребителей в США видят, что цены фиксированы — не рассчитаны на то, чтобы покупатели торговались. Но это не совсем так, если вы приходите на блошиный рынок, где многие товары не имеют ценников и продавцы ожидают, что покупатели попробуют выторговать цену получше. Что кроме коммерческих возможностей (поскольку не все переговоры касаются денег/услуг/товаров) представляет собой возможности для переговоров? Все что угодно: разногласия с соседом, распределение домашних обязанностей, право на бонус на работе. Подумайте о ситуациях, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни, и задайте себе следующие вопросы: 

  • Эта ситуация справедлива? Может быть, другие получают более высокую зарплату, или у них меньше обязанностей, больше ресурсов, есть бонусы, или им предлагают более выгодные условия (более низкие цены и более короткие сроки)?

  • Заслуживаю ли я лучших или более справедливых результатов, чем мне предлагают? Если бы кто-нибудь предложил их мне, сомневался бы я, согласиться или нет?

  • Испытываю ли я беспокойство или неуверенность по поводу ситуации или предложения? Попросила бы более уверенная версия меня о лучшем или более справедливом результате?

Тактические советы о переговорах бесполезны, если вы не видите возможности для переговоров и не пользуетесь ими. Что хуже, женщины ведут переговоры всего примерно в 25% случаев по сравнению с мужчинами, и около 20% женщин никогда не пытаются договориться. Некоторые женщины волнуются, что их будут считать агрессивными, другие упускают возможности для переговоров из-за стресса, связанного с потенциальным конфликтом. Многие слишком привыкли избегать конфликтов, а другие не верят, что могут повлиять на результат.

Оцените, стоит ли вступать в переговоры

Помните, что не за все возможности стоит хвататься. Преимущества могут просто не оправдать издержек (касающихся ситуации и отношений с людьми). Вернемся к примеру с туфлями: если туфли стоят $100 и на них можно сэкономить $30, то, возможно, вы подумаете: «Я могу снова прийти завтра и сэкономить $30 или заплатить сегодня $100, и мне не придется задавать продавцу неудобные вопросы (вроде «Извините, но не могли бы вы дать мне скидку 30% сегодня? Я завтра уезжаю из города, и было бы здорово купить эти туфли по цене, которую другие заплатят менее чем через 24 часа»). Для некоторых людей возможность избежать дискомфорта — и сэкономить время, которое может занять разговор, — стоит $30. Но обратите внимание: в этом примере речь идет о том, чтобы рассмотреть возможность и сделать выбор, стоит ли пробовать договориться. Это не то же самое, чтопопросту отстраниться от ситуации.

Оценить неденежные аспекты может оказаться сложнее. Представьте, что вы снимаете квартиру вместе с близкой подругой и с самого начала вы делали большую часть работы по дому: уборка, готовка, стирка. Когда вы стали жить вместе, то вы думали, что она позаботится о себе сама. Она благодарит вас время от времени, но ее лень вызывает у вас все больше недовольства. Вы предпочитаете ничего не говорить, так как боитесь спровоцировать проблемы, и продолжаете выполнять большую часть работы. Намеки не помогают, и эпизодические просьбы она встречает в штыки или отмахивается пустыми обещаниями помочь.

Вы спрашиваете себя: это справедливо? Заслуживаю ли я больше равноправия? Это возможность для переговоров? Или такова жизнь, и мне нужно смириться с несправедливостью, пока не кончится аренда или я не перееду? Приняв во внимание индивидуальные предпочтения и уровень комфорта, вы можете решить не затевать разговор, даже если бы он мог привести к положительным изменениям. Возможно, это связано со страхом неудачи или отказа, но чем больше вы закрываете глаза на конфликтные ситуации, которые можно изменить к лучшему, тем больше власти вы даете этим конфликтам над собой. Сегодня вы избегаете разговора о распределении домашних обязанностей, а на следующей неделе будете избегать обсуждения повышения должности или зарплаты. Первая упущенная возможность может привести к ухудшению отношений, вторая — к серьезным потерям в будущих заработках. Когда вы посчитаете, что разница в начальной зарплате в $7 тыс. за 43 года карьеры (с 22 до 65 лет) выльется в $649 тыс. (если предположить рост на 3% в год), думаю, вы придете к выводу, что переговоры стоит провести.

Помня о необходимости распознавать и оценивать потенциальные возможности для ведения переговоров,взвешивая финансовые, эмоциональные, моральные или психологические плюсы и минусы, вы не только ставите себя в положение, позволяющее стратегически спланировать, как вести переговоры по поводу того, что вы заслуживаете (например, деньги, признание, равное отношение), но и открываете двери навстречу еще большим возможностям. Вы научитесь улучшать отношения, прорабатывая конфликты. Вы научитесь договариваться, и это поможет вам, когда ставки будут высоки. 

Об авторе

Сьюзен де Янаш (Suzanne de Janasz) — профессор управления и анализа и разрешения конфликтов в Университете Джорджа Мейсона. В течение 25 лет она преподает методы ведения переговоров студентам и руководителям на пяти континентах, включая программы, разработанные специально для женщин. Опубликовала десятки практических статей на тему переговоров, соавтор книги «Negotiation and Dispute Resolution».