Как просить о помощи на работе | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как просить о помощи
на работе

Три совета, которые помогут найти ответы на рабочие вопросы

Автор: Горик Энг

Как просить о помощи на работе
Juan Moyano/ Getty Images

читайте также

Скрытые признаки провального проекта

Гретхен Гэветт

Размышления шестикратного CMO

Дэниел Макгинн

Опять ничего не успеваете? Во всем виноват ваш список дел

Питер Брегман

Нанимайте взрослых людей

Елена Евграфова

Все мы попадали в подобную ситуацию: делаешь свою работу, сталкиваешься с проблемой и понимаешь, что тебе нужна помощь, но беспокоить коллег или задавать очевидные вопросы не хочется.

Для своей книги The Unspoken Rules я опросил более 500 специалистов из разных отраслей, занимающих самые разные должности. Я интересовался, с какими трудностями они сталкиваются на работе, и снова и снова слышал ответ: «Мне сложно просить о помощи». В лучшем случае вы демонстрируете свою уязвимость, в худшем — выглядите некомпетентным или ленивым. К счастью, с помощью исследований я обнаружил хороший способ избежать и того, и другого и хочу рассказать о нем.

Подготовьтесь

Первое, что следует сделать, когда вам нужна помощь — вовсе не попросить о ней, а убедиться, что ваш вопрос стоит того, чтобы его задать. Для этого нужно подготовиться.

Для начала нарисуйте три концентрических круга. Внутренний круг представляет то, что вы уже знаете.

Средний — то, что вы не знаете, но в чем можете разобраться самостоятельно. Любой вопрос, находящийся в среднем круге, — это «плохой» вопрос. Услышав эти вопросы, люди подумают: «Узнать ответ на них можно в интернете за 10 секунд».

Внешний круг представляет то, что вы не знаете и не можете узнать самостоятельно. Получить ответ на такие вопросы можно, только спросив. Любой вопрос, находящийся в этом круге, — хороший. Эти вопросы и надо задавать.

Если вы задаете вопрос вроде «что значит Х?» (на него есть правильный или неправильный ответ), постарайтесь найти ответ самостоятельно в интернете, своей почте, общей папке с файлами или корпоративном интранете. Смысл не в том, чтобы открыть каждый файл, письмо или сайт самостоятельно, но в том, чтобы сделать самому все возможное, прежде чем тратить драгоценное время других людей.

Вы можете считать, что сделали все возможное, если точно знаете, что с вами еще не делились ответом, его нельзя найти в очевидном месте и он не поджидает вас на первой странице поисковой выдачи в Google. Если вы можете найти ответ, в правильности которого уверены, задавать вопрос не нужно. Если не можете, имеет смысл спросить.

Если у вас возник вопрос вроде «Что делать дальше?» или «Как это сделать?» (на который не всегда есть «правильный» или «неправильный» ответ, а только подход «получше» или «похуже»), обдумайте разные варианты и выберите тот, где «за» сильнее всего перевешивают «против». Представьте, что вам не к кому обратиться за помощью. Какие варианты вы бы рассматривали и какой бы выбрали? Можно попробовать закончить следующее предложение: «Я могу попробовать [вариант А], [вариант В] и [вариант С]. Учитывая [причины], [вариант В] кажется самым подходящим». Если вы можете выбрать вариант, который явно лучше других и кажется самостоятельным решением, не требующим вмешательства других людей, то спрашивать тоже не нужно: вы и так нашли подход, который вам посоветовали бы другие. Если вы не можете выбрать такой вариант, имеет смысл спросить.

Найдите лучшего человека и лучшее время

Если у вас есть вопрос, который имеет смысл задать, вам необходимо найти наименее разрушительный и, следовательно, самый эффективный, способ обратиться к другим людям. Здесь будет полезно для начала задать три вопроса себе:

  1. Кого лучше всего спросить?

  2. Когда лучше всего спросить?

  3. Где лучше всего спросить?

Выбирая, у кого спросить, начните с сотрудника примерно вашего уровня в корпоративной иерархии или человека, в чьи обязанности входит отвечать на ваш конкретный вопрос, например специалиста из отдела кадров или ИТ-отдела. Прежде чем обратиться к нему, спросите себя: «Понадобится ли мне вскоре его помощь снова?» Если помощь понадобится и если вопрос не срочный, то запишите его и подождите, пока у вас не наберется несколько вопросов или пока не представится удобный случай задать его. Так вы зададите пять вопросов за один раз, а не пять вопросов за пять раз. Если этот человек не может помочь, обратитесь к следующему по старшинству.

Выбирая лучшее время и место, взгляните на ситуацию глазами этого человека. В какой момент вы меньше всего отвлечете его? Какой способ коммуникаций он предпочитает?

Часто лучшим моментом задать вопрос будет момент, когда вы уже разговариваете. Если вы вместе присутствуете на собрании, спросите: «У вас найдется минута после собрания ответить на несколько вопросов?» Если вы общаетесь с помощью электронной почты или мессенджера, попробуйте добавить свои вопросы к текущей беседе. Если вы еще не общаетесь с человеком, но у вас есть доступ к его календарю или онлайн-статусу, попробуйте обратиться к нему, когда он находится в онлайне и не занят. Вам придется избегать времени, когда он находится на встречах, в отпуске или перед окончанием рабочего дня в его часовом поясе. Если вы заметили, например, что человек все время отвечает на электронную почту рано утром, старайтесь писать ему приблизительно в это время.

Покажите, что вы подготовились (и благодарны)

Задавая вопрос, нужно помнить не только о его содержании, но и о стиле. От того, как вы сформулируете свой вопрос, будет зависеть, получите ли вы помощь и создадите ли себе хорошую профессиональную репутацию. Чтобы произвести наиболее благоприятное впечатление, не просто задавайте вопрос, а расскажите обо всей проделанной вами работе по поиску ответа.

Если вы хотите получить объективный ответ, не поддавайтесь искушению сразу перейти к вопросу. Лучше попробуйте применить следующую структуру: «У меня вопрос, и вот почему я хочу задать его». Часто можно просто переформулировать вопрос, например, так: не «Как сдавать табель рабочего времени?», а «Лиза говорила, что вы специалист по табелям рабочего времени. Скажите, версия 2.4, находящаяся в интранете, последняя?»

Если вам нужен субъективный ответ, сделайте так, чтобы другие могли помочь вам. То есть дайте им что-то, на что они смогут отреагировать, а не задавайте вопросы, предполагающие развернутый ответ (вроде «Что мне делать дальше?»). Сначала объясните контекст, стоящий за вашим вопросом, а затем задайте его и предложите несколько вариантов ответов («Какой план вы бы выбрали: А, В или С?»), ответ «да» или «нет» («Я думаю в правильном направлении?») или свой вариант («Я выбирал между планом А и В. Предлагаю действовать по плану А, по причинам Х. Вы согласны?»).

Постарайтесь сделать так, чтобы другим не приходилось повторять вам дважды. Если вам что-то сказали, проговорите это вслух или про себя, запишите или как-то еще постарайтесь запомнить, что вам сказали. Если вам все-таки снова нужно задать тот же вопрос, можно обратиться к кому-нибудь еще или признать, что вы уже говорили на эту тему: «Извините, я знаю, что мы уже обсуждали это, но я хотел кое-что уточнить».

Получив необходимую вам помощь, не забудьте выразить благодарность. Можно просто сказать: «Я очень ценю, что вы потратили время и объяснили мне это». Небольшие жесты признательности могут повысить вероятность, что вам помогут снова.

В конце концов, мы просим о помощи не только, чтобы получить ее. Мы также хотим доказать, что заслуживаем помощи. Если вместо того, чтобы отозвать в сторону коллегу и сразу же задать ему вопрос, вы сначала приложите усилия для самостоятельного поиска ответа, вашей эффективности и репутации это пойдет только на пользу.

Об авторе

Горик Энг (Gorick Ng) — автор книги «The Unspoken Rules: Secrets to Starting Your Career Off Right» (Harvard Business Review Press, 2021), участник проекта Гарвардской школы бизнеса Managing the Future of Work и консультант по карьере в Гарвардском колледже.