Научитесь шутить на работе | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Научитесь шутить
на работе

Зачем вам использовать юмор в рабочих целях и как правильно это делать

Авторы: Дженнифер Аакер , Наоми Багдонас

Научитесь шутить на работе
Hill Street Studios/Getty Images

читайте также

Четыре правила системного нетворкинга

Церен Савгуров

Грабят!

Артем Генкин

Как подготовиться к возвращению в офис

Рон Каруччи

История о неудачливом человеке

Евгений Касперский

Работа чаще всего не самое веселое занятие. Решаем ли мы масштабные проблемы или стремимся увеличить прибыль, нам в основном не до шуток. Однако именно веселье и непринужденность помогают нам добиваться серьезных целей.

Согласно исследованиям, сотрудники считают руководителей с чувством юмора более вдохновляющими и достойными восхищения — их оценки оказываются на 27% выше, чем у их более замкнутых коллег. У подчиненных таких руководителей на 15% выше показатели вовлеченности в работу, а их команды более чем в два раза чаще творчески подходят к решению задач — все эти факторы часто выражаются в росте производительности. Также исследования говорят о том, что даже такая простая вещь, как веселая приписка в конце коммерческого предложения — например, «Финальное предложение — Х и домашняя лягушка сверху» — может повысить конверсию на 18%. Даже примитивная шутка может принести вам вполне реальные деньги.

Так почему юмор работает? Отчасти это связано с тем, что разделенная с кем-то шутка усиливает чувство близости и доверия друг к другу. Например, если перед выполнением задания, в котором требовалось рассказать о себе незнакомому человеку, участники пять минут вместе над чем-нибудь смеялись, они были на 30% более откровенны друг с другом, чем те, кто сразу приступал к беседе. Даже воспоминания о совместном веселье повышают уровень удовлетворенности отношениями в паре на 23%. Согласно исследованию Gallup, одним из основных факторов, влияющих на производительность сотрудников, является наличие на работе близкого друга — человека, с которым вы можете вместе посмеяться.

Во многом сила юмора объясняется химией. Когда мы смеемся, снижается уровень кортизола (что успокаивает и снимает стресс) и выделяется больше эндорфинов (в результате чего мы чувствуем нечто вроде «эйфории бегуна») и окситоцина (который часто называют «гормоном любви»). Смеяться — все равно что медитировать, заниматься спортом и сексом одновременно. К тому же с одобрения HR-отдела.

Так как же нам привнести больше юмора в работу?

Во-первых, поймите, что все мы обладаем уникальным чувством юмора и в нашей власти как отточить его, так и научиться более эффективно им пользоваться. Многие из нас считают, что если они не прирожденные шутники и стендап-комики, то нечего и пытаться рассмешить коллег. Мы боимся неудачно или плоско пошутить. Однако помните, что, согласно исследованиям, люди ценят любое проявление веселья и непринужденности, если оно никого не задевает и не оскорбляет. А этой границы придерживаться несложно.

Следующий шаг — понять, какой тип юмора присущ вам и окружающим. Все люди делятся на четыре типа:

  • Стендапер — смелый, дерзкий, ради хорошей шутки может задеть за живое (пример: Ванда Сайкс)

  • Милашка — серьезный, сдержанный, шутит, чтобы поднять другому настроение (пример: Джеймс Корден)

  • Снайпер — резкий, саркастичный, остроумный, мастер неожиданности (пример: Мишель Вульф)

  • Магнит — экспрессивный, харизматичный, сам любит посмеяться (пример: Джимми Фэллон)

Если вы не знаете, к какому типу принадлежите вы сами или ваши коллеги, пройдите наш тест здесь. Чем лучше вы будете разбираться в юморе, тем проще вам будет считывать обстановку и угадывать идеальное время для шутки.

Также вы научитесь минимизировать риск. Например, милашкам и магнитам стоит быть острожнее с шутками, подразумевающими самоуничижение, ведь так они могут навредить своей репутации, а стендаперам и снайперам важно следить за тем, чтобы их шутки никого не оскорбили и не оттолкнули. Никогда не высмеивайте других и не выходите за пределы допустимого в рабочем контексте.

Затем освойте несколько простых юмористических приемов. Начните свою речь с чего-то привычного и затем резко сместите фокус на что-то необычное. Например, найдя что-то даже отдаленно забавным — скажем, тот факт, что вы понятия не имеете, во что на самом деле одеты люди, участвующие в совещаниях по видеосвязи — воспользуйтесь техникой под названием «правило трех» и создайте короткий список из трех пунктов, последний из которых будет крайне неожиданным. Вы можете сказать нечто вроде: «Я так скучаю по офису: по тому, как мы болтали в комнате отдыха, как я оставлял коллегам ободряющие записочки на столах и носил что-то кроме пижамных штанов».

Поиграйте с привычными средствами коммуникации — например, измените текст автоматического ответа на входящие письма во время отсутствия в офисе или стандартную подпись в конце письма — это поможет быстро и безопасно обогатить юмором рабочую среду. Приведем несколько понравившихся нам примеров: «Я за границей с самым нестабильным Wi-Fi, который вы только можете себе представить… Я отвечу на ваше сообщение 10 июля, когда приеду в Нью-Йорк, где данные текут как подземный ручей», «С уважением, ваш покорный и неусыпающий от кофеина...» или — после неожиданного появления в кадре домашнего любимца во время группового звонка в Zoom — «Все еще желающий знать, кто спустил с цепи собак» (отсылка к известной песне Baha Men «Who let the dogs out» — прим. ред.) (Причем последний пример — и это тоже хороший прием — получает дополнительные очки за использование отсылки к забавному инциденту в прошлом, над которым все могут посмеяться.)

Готовы пойти чуть дальше? Позвольте себе немного остроумия в общении с потенциальными клиентами и партнерами. Основательница и генеральный директор Spanx Сара Блейкли так впервые обратилась к главному байеру из Neiman Marcus — она отправила ему туфлю и записку, написанную от руки: «Пытаюсь пробиться к вам в магазин; есть минутка поболтать?» (Отсылка к идиоматическому выражению «to get one’s foot in the door», что в буквальном переводе значит «просунуть ногу в дверной проем», то есть сделать первый шаг, подступиться с предложением или просьбой — прим. ред.) А бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт после особенно напряженной первой встречи спела дуэтом с российским чиновником: они исполнили вступление к «Вестсайдской истории», назвав его «Восточно-западной историей».

Наконец, присоединяйтесь к веселью, разворачивающемуся вокруг вас. Потренируйтесь отвечать коллегам в формате «да, и». Например, когда один из сотрудников отдела маркетинга в компании по производству модной обуви Allbirds сказал генеральному директору Джоуи Звиллинджеру, что к концу довольно вялого лета 2016 года компания все же может добиться объема продаж в $1,25 млн, тот в шутку поспорил с ним: проигравший должен был купить в офис машину для приготовления ледяных коктейлей из замороженного розового вина (фрозе). Конечно, финансовая цель была достигнута, машина куплена, а сотрудники начали собираться на коктейльные вечеринки по пятницам. Что важнее, Звиллинджер сумел сделать это своей «коронной» историей, которая ярко отражает его личность и чувство юмора и вдохновляет других вести себя так же.

А теперь давайте признаем очевидное: мы пишем эту статью в феврале 2021 года, через год после начала пандемии, которая унесла жизни миллионов людей и многих оставила без работы. Неужели сейчас подходящее время для смеха? Да. Мы уверены, что лидеры, встречающие этот новый непонятный мир с юмором, лучше других помогают своим сотрудникам адаптироваться в нем. Руководитель, попросившая свою пятилетнюю дочь сделать для нее таблички, чтобы показывать во время встреч («Каковы наши следующие шаги?», «У вас отключен микрофон»); генеральный директор, «случайно» забывший выключить функцию трансляции своего экрана на всю компанию во время собрания в Zoom и вбивший в Google запрос «вдохновляющая речь генерального директора в трудные времена»; топ-менеджер, предложившая коллегам снимать танцевальные видео в TikTok и делиться ими с остальными, — все эти лидеры демонстрируют, что юмор — и человечность — приветствуются в рабочей обстановке, особенно в трудные времена.

Юмор — это, своего рода, магия, но ей можно обучиться. Все мы — и особенно лидеры — должны привносить в работу больше юмора, ведь так мы улучшаем свое эмоциональное состояние, повышаем производительность команды и даже прибыль всей организации. Сейчас как никогда важно отнестись к юмору максимально серьезно.

Об авторах

Дженнифер Аакер (Jennifer Aaker) — профессор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета и соавтор книги «Humor, Seriously: Why Humor is a Secret Weapon in Business and Life».

Наоми Багдонас (Naomi Bagdonas) — лектор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета, коуч руководителей высшего звена и соавтор книги «Humor, Seriously: Why Humor is a Secret Weapon in Business and Life».

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена