читайте также
В первые месяцы после начала работы в новой компании вы, скорее всего, будете испытывать две эмоции: радоваться новому приключению и волноваться, получится ли у вас освоиться в новой должности. Некоторые из коллег могут относиться к вам не слишком дружелюбно или вовсе попытаются вам помешать. Это не только не даст вам работать на максимуме, но и поставит под угрозу ваш личный бренд, особенно если эти коллеги обладают влиянием в компании.
Трудности при поиске общего языка с новыми коллегами — очень распространенная проблема. Половина топ-менеджеров, приходящих в компании со стороны, увольняются в первые полтора года в первую очередь из-за неспособности приспособиться к культуре компании, а также из-за плохой процедуры введения в должность. Для вновь назначенного менеджера гармония с коллегами столь важна, что целых 58% опрошенных мужчин и 74% опрошенных женщин отказались бы от более высокооплачиваемой должности, если бы не могли найти общий язык с коллегами.
Есть много причин, почему ваши коллеги могут захотеть помешать вам в начале вашего пути, и далеко не все из них зависят от вас. Но эти несколько приемов помогут вам изменить их восприятие — и сохранить свою мотивацию и шансы на успех.
Возможно, им не нравитесь не вы сами, а то, что вы представляете
Если вы только что получили новое назначение, а коллеги сразу ругают вас за глаза или мешают вам работать, скорее всего, дело не в вас, ведь с вами пока никто не знаком. Вероятно, все объясняет ситуация, сложившаяся до вашего появления.
Например, одна из клиенток, с которой я занимался коучингом, старший вице-президент, сразу после назначения заметила, что многие из ее сотрудников ведут себя пассивно-агрессивно. Они всегда говорили ей то, что она хотела слышать, но не шли на контакт и не выполняли договоренностей. Расспросив начальника, она выяснила, что чуть ли не половина ее сотрудников тоже подавали заявку на место вице-президента. Они не только расстраивались, что выбрали не их, но и злились, что компания вообще решила нанять менеджера со стороны, а не повысить кого-то из своих. К сожалению, вице-президент нечаянно стала символом старого конфликта в отделении.
Иногда коллеги не принимают вас из-за того, что о вас говорили еще до назначения. Я работал с директором по маркетингу из известной компании Fortune 100. Она пришла на роль вице-президента в менее крупную региональную фирму. Она вела себя скромно и дружелюбно, но несколько человек все равно никак не хотели ее слушать.
Только через несколько месяцев дружелюбно настроенный коллега объяснил: ее начальник — один из нескольких старших вице-президентов компании — так настойчиво расхваливал ее карьеру и опыт, что у людей заранее сложилось о ней негативное мнение. Этот старший вице-президент очень гордился, что ему удалось нанять человека из глобальной компании, который мог пойти куда угодно, и его желание похвастаться этим успехом привело к недружелюбной встрече.
Создайте собственный консультационный совет
Если вы недавно пришли в компанию со стороны, вы не захотите консультироваться с боссом или коллегами по всем вопросам и по каждой детали корпоративной культуры, чтобы не показаться некомпетентным. Но в большинстве компаний плохо налажена система введения новых сотрудников в должность, и до 20% из них покидают компанию в первые 45 дней после найма. Так что вы поможете и компании, и самому себе, если будете проактивны, заранее ознакомитесь с корпоративной культуре и поймете, как избежать потенциальных ошибок.
Чтобы не нарушать нормы и привычки компании еще до того, как вы выстроите свой бренд, создайте личный совет директоров — группу людей, которые будут помогать вам и давать честные советы. Попросите самых недовольных коллег о постоянной помощи — не только чтобы показать, что вы готовы развиваться, но и чтобы защититься от потенциального саботажа. На первых порах вашим главным защитником будет ваш начальник — ведь это он решил вас нанять. Попросите его проводить с вами больше времени: он поможет вам установить рабочие ожидания и понять, от кого из заинтересованных лиц зависит ваш успех. Затем попросите о таких же регулярных консультациях коллег равного с вами уровня, своих прямых подчиненных и сотрудников других отделений. Тратьте время не только на то, чтобы узнать, что вам нужно делать, но и на то, чтобы понять, как здесь принято работать.
Переманивайте противников на свою сторону
Некоторые из коллег, которые вас недолюбливают, будут стараться активно вам вредить: скрывать информацию, отказываться с вами работать или публично критиковать ваши идеи. Так или иначе, постарайтесь сохранить позитивные намерения и стремитесь хорошо работать — ради своего лидерского бренда и успеха компании.
Скорее всего, они так себя ведут не столько из-за вас, сколько из-за собственной неуверенности. Думайте о них как о «врагах», с которыми стоит развивать отношения, потому что в будущем они могут превратиться в полезных союзников. Например, вы можете удивить коллегу, который ругает вас за глаза, если попросите у него экспертного совета по рабочему вопросу. Возможно, стоит публично сделать ему комплимент — покажите, что вы достаточно уверены в себе, чтобы поднять его и разделить с ним успех. Такой жест может не просто улучшить их отношение к вам, но и заставит их сделать что-то в ответ.
Конечно, с некоторыми людьми вести себя по-доброму будет непросто. Но как бы вас ни ругали, помните о простом законе: если вы покажете человеку, что он вам нравится, тот с большей вероятностью ответит тем же.
Согласно исследованиям, когда вы ждете от другого человека принятия, вы относитесь к нему тепло — и он действительно вас принимает. Верно и обратное: если вы ждете от коллеги отрицательного отношения, то будете обращаться к нему холодно и действительно его оттолкнете. Необязательно становиться его поклонником, но найдите в нем хотя бы что-то приятное и ждите улучшения ваших отношений. Это изменит вашу невербалику — и коллега, в свою очередь, тоже перестанет ждать от вас неодобрения, так что сможет постепенно развить к вам теплые чувства.
Делайте все, что зависит от вас
Неприязнь коллег на ранних стадиях зачастую связана с их неуверенностью в себе или ситуацией в компании до вашего прихода, но подумайте: может быть, вы тоже делаете что-то такое, что вызывает или усиливает эту нелюбовь.
Возможно, стоит обратиться к коллеге, который особенно сильно вас игнорирует или даже саботирует, и постараться искренне с ним поговорить — это может привести к очень мощному результату. Скажите ему: «Я понимаю, что не все рады меня здесь видеть, и это нормально. Некоторые проблемы находятся за пределами моего контроля. Но если со мной действительно сложно работать, то я не хочу искать оправданий. Мне бы очень помогли ваши советы, как добиться успеха в этой компании. Расскажите, если я делаю что-то не так, и посоветуйте, как мне вписаться в коллектив?»
Кроме того, постарайтесь заглянуть в себя и пересмотреть свой подход. Один из моих клиентов, вице-президент ИТ-компании, сменил за 10 лет три места работы и каждый раз испытывал проблемы с новым коллективом. После нескольких неудачных попыток он понял, что выглядит излишне высокомерным и авторитарным и коллеги воспринимают его наглым «строителем империи». Поэтому, устроившись в новую компанию, он решил вести себя скромнее и менее доминантно и через несколько месяцев с ужасом обнаружил, что люди избегают его, потому что он кажется им слишком нерешительным, а также задает столько вопросов, что как будто заставляет других принимать решения за него. Его попытка всем угодить не увенчалась успехом.
Нужно было найти правильный баланс между старым подходом и моделью поведения, которую он хотел выстроить, причем часто без прямых подсказок. Но если он внимательно следил за реакцией коллег, ему удавалось извлечь скрытые уроки о корпоративной культуре, скорости принятия решений и потоках информации в новой компании. Постаравшись адаптировать свой подход, после какого-то периода экспериментов и калибровки он смог добиться успеха даже в отсутствие прямой обратной связи.
Когда вы устроитесь в новую компанию, не все будут на вашей стороне, а некоторые могут и вовсе активно мешать вам влиться в новый коллектив. Следуя перечисленным выше приемам, вы сможете развить свое влияние в самых важных аспектах и постепенно завоюете расположение своих изначальных противников.
Об авторе
Нихар Чхая (Nihar Chhaya) — консультант руководителей высшего звена глобальных компаний, в том числе American Airlines, Coca-Cola, GE и Dell, президент компании PartnerExec, помогающей лидерам совершенствовать навыки межличностного общения.