Границы на замке
Марина ИванющенковаОбщество не сразу пришло к пониманию, что харассмент, то есть домогательства на рабочем месте, унижение сотрудников и создание психологического дискомфорта, — это плохо. В США судебные дела, связанные с харассментом, стали рассматривать в 1970-х годах, а в начале 1990-х большинство организаций наконец признали наличие проблемы. Фрэнк Доббин и Александра Калев пишут, что к 1997-му 75% американских компаний стали проводить специальные тренинги для сотрудников и 95% внедрили процедуры для рассмотрения жалоб на домогательства. В России в это время только-только начали появляться публикации, объясняющие, что такое харассмент.
Иностранное слово на букву «х» до сих пор вызывает улыбку у большинства наших сограждан: мы слишком терпимы по отношению к такому поведению. Можно даже подумать, что харассмента у нас нет — так же, как в СССР не было секса. Недавно ВЦИОМ провел опрос 1600 респондентов, и 87% из них заявили, что никогда не сталкивались с сексуальными домогательствами на работе (в США 40% женщин и 16% мужчин говорят, что имели такой опыт). Не все, даже в анонимном опросе, могут в этом признаться, однако многие наверняка помнят нелицеприятные комментарии по поводу своей внешности или сальные гендерные шутки.
В последние несколько лет в России поднялась волна публичных скандалов из-за сексуальных домогательств — но эти истории, как правило, ничем не заканчиваются. Например, в поведении депутата Леонида Слуцкого комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений. Негодование в соцсетях по поводу непристойных действий отдельных представителей СМИ и вузов длилось совсем недолго. А публичные откровения известного медиаменеджера о том, что он любит приставать к сотрудницам, почти никого не возмущают. Российское законодательство не защищает жертв харассмента, а во многих российских компаниях нет ни регламентов, ни понимания, как поступать в подобных ситуациях.
Авторы главной темы номера анализируют американский опыт борьбы с харассментом, указывают на неэффективность тренингов и предлагают альтернативы. К сожалению, российский бизнес в большинстве своем не дозрел даже до элементарных практик. Поэтому важно не замалчивать инциденты, обсуждать их открыто и громко. Только так можно изменить отношение общества к проблеме харассмента — а потом «подтянутся» корпоративные процедуры и законодательство. И люди наконец поймут, насколько важно уважать чужие границы и отстаивать собственные.
Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор Harvard Business Review Россия.