Что нужно делать, чтобы ваше резюме заметили | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно делать, чтобы ваше
резюме заметили

Советы тем, кто хочет быстро найти работу

Автор: Кристи ДеПол

Что нужно делать, чтобы ваше резюме заметили
Antony Nagelmann/Getty Images

читайте также

Harvard Business Review – Россия на конференции Limited Partners Unlimited

Цифровая экономика зависит от свободного ПО. Что с ним не так?

Фрэнк Нейгл,  Хила Лифшиц-Ассаф

Биткоины выйдут за рамки электронных платежей

Макс Хоблитцелл,  Тиффани Уэн

Сергей Королев: три урока для подлинных лидеров

Павел Безручко

Сколько времени нужно рекрутеру, чтобы понять, подходите ли вы на должность? Согласно исследованию, отслеживавшему, как принимаются решения по движению глаз, всего около семи секунд. Закройте глаза и два раза глубоко вдохните — именно столько времени среднестатистический кадровый менеджер смотрит ваше резюме, оценивая ваш опыт, надежды и мечты, чтобы либо выбросить его в мусор, либо перевести вас на следующий раунд подачи заявки на вакансию.

Если вы только начинаете карьеру или переходите на новую должность, вам обязательно нужен способ выделиться — и чем быстрее вы это сделаете, тем лучше. В интернете можно найти множество советов для соискателей, но часто они противоречат друг другу или просто могут сбить вас с толку.

В последние несколько недель я побеседовала с экспертами по подбору кадров, которые специализируются на удаленной работе, а также на разнообразии, равноправии и инклюзивности, и собрала самые актуальные советы о подаче резюме — особенно во время пандемии. Я расспросила их обо всем (от первичного скрининга резюме до того, как соискателям познакомиться с теми, кто поможет им попасть на интервью) и вот что узнала.

Перехитрите роботов

Сулейман Рахман, CEO компании Diverse Force, считает, что эйчары не единственные, кого вам нужно будет впечатлить. «Компании все чаще автоматизируют скрининг резюме, поэтому нужно использовать в резюме те же ключевые слова, что встречаются в описании должности», — считает Рахман. Программы на основе искусственного интеллекта (ИИ), которые проверяют совпадение лексики в вашем резюме и в объявлении о вакансии, становятся все популярнее, поэтому, подавая объявление на любую должность, внимательно прочитайте объявление о вакансии — от самого общего описания до необходимых навыков. Эти слова специально подобраны, чтобы подчеркнуть необходимый опыт и требования к соискателям, так что постарайтесь включить их и в свое резюме. Это повысит ваш шанс перехитрить ИИ и пройти через первую фазу скрининга.

Рахман также не рекомендует использовать слишком сложные или нетрадиционные макеты для резюме. «Необычное форматирование может привлечь внимание человека, — объясняет он, — но автоматизированным системам будет сложнее искать в них ключевые слова, что выйдет кандидату боком».

Дополнительный совет: если хотите показать свою креативность, возможно, лучше сделать это не в резюме, а создать отдельное онлайн-портфолио. Это отличный способ рассказать о своей карьере и опыте с помощью яркого, привлекательного контента. Добавьте ссылку на портфолио в резюме и профиль. Кроме того, можно сделать для резюме персонализированное видео с помощью облачной платформы видеозаписи, например, Loom.

Похвастайтесь своими навыками

Ваше резюме — это рассказ о том, почему вы идеально подходите на должность. И, как любой хороший рассказ, оно должно с самого начала захватить внимание читателя. Сразу под именем и должностью напишите кратко, кто вы такой и что можете предложить. А чуть ниже добавьте раздел с основными навыками. Опишите свои сильные стороны — в первую очередь те, которые больше всего связаны с этой вакансией.

Вот как это может выглядеть:

«Я амбициозный менеджер проектов, который умеет создавать порядок из хаоса. Самые сложные задачи только бодрят меня, я привык действовать в условиях неопределенности, ведь я прошел несколько стажировок в SaaS-стартапах. Умею руководить командой, устранять слепые места и находить изящные решения непредвиденных проблем. Я сыграл важную роль в удаленных запусках продуктов, и это было интересно, но меня по-прежнему мотивирует шанс проложить путь для других, поскольку я из меньшинства, которое недостаточно представлено в ИТ-сфере».

«Первая часть вашего резюме должна быть посвящена будущему. Расскажите, что вы можете предложить и кем вы хотите стать в своей профессии, — говорит Бри Рейнольдс, менеджер по развитию карьеры в компании FlexJobs. — Начало резюме сильно отличается от остальной его части, которая посвящена прошлому и показывает, чего вы уже добились».

Кроме того, Рейнольдс рекомендует указать в разделе «ключевые навыки» как можно больше вещей, связанных с удаленной работой: «Огромное количество должностей становятся частично или полностью удаленными, поэтому покажите, что вы умеете работать через разные платформы».

Дополнительный совет: обязательно перечислите в резюме все знакомые вам офисные программы (Microsoft Word и Excel, Salesforce, WordPress) и все программы для удаленной совместной деятельности, в которых вы готовы работать — например, мессенджеры (Slack, Teams, Google Chat) и программы для файлообмена (Dropbox), совместного редактирования (Box, Google Drive) и видеоконференций (GoToMeeting, Skype, Zoom).

Расскажите не только об опыте «работы»

Вы только что закончили колледж, и у вас пока мало опыта работы? Расскажите в резюме о своих крупных проектах и научных работах студенческих лет. «Групповые проекты и крупные исследовательские статьи требуют тех же навыков, которые важны работодателям — например, нужно общаться, писать, распределять время, концентрироваться, планировать, работать в команде и вести исследования», — говорит Рейнольдс.

Нелегко понять, в какой именно части резюме можно написать про учебные проекты. Эксперты советуют добавить для них отдельный раздел — «Релевантный опыт». Можно описать свои обязанности в работе, как роль «аналитического партнера», «руководителя по стратегическому планированию» или «менеджера проектов», и добавить, в какой срок вы выполнили проект, чтобы подчеркнуть, что вы готовы работать с дедлайнами.

Работодателям понравится, что вы умеете применять знания из университета в реальном мире и самостоятельно сопоставлять факты.

Дополнительный совет: пишите только о тех проектах, которые имеют отношение к конкретной вакансии.

Дайте слово цифрам

Что звучит более впечатляюще?

  • «На прошлой должности я помог отделу увеличить выручку на 20%».

  • «На прошлой должности я увеличил годовую выручку с $5 до $6 млн (на 20%), управляя глобальным отделом из шести сотрудников в четырех разных часовых поясах».     

Большинство рекрутеров согласятся — вторая фраза интереснее. В ней кандидат не только рассказывает о своих достижениях, но и показывает их масштаб на реальных фактах.

Спорить с фактами и цифрами невозможно. «Они показывают нам, чего именно добился соискатель, — объясняет Лэнс Роббинс, директор по экономическому и кадровому развитию в компании Distribute Consulting. — Метрики — важнейший инструмент, который помогает рассказать историю о прошлых успехах». Поэтому записывайте все результаты, которых вы добиваетесь на текущей должности, в текущем проекте или стажировке, ведь неизвестно, когда вам понадобится их собрать, чтобы добавить в свое резюме или упомянуть на собеседовании.

Дополнительный совет: сохраните эти показатели даже после того, как устроитесь на работу — они могут стать аргументом, который поможет получить повышение или прибавку в зарплате.

Сопроводительное письмо должно быть личным 

Наконец, давайте поговорим о сопроводительных письмах. В них нужно с самого начала захватить внимание читателя. Для этого проще всего обратиться к адресату письма лично. Поставьте себя на его место: если бы вы получили письмо, начинающееся со слов «Дорогой кандидат», вы бы обрадовались? Скорее всего, нет.

Такую информацию обычно можно найти на сайтах для профессионального нетворкинга, например, LinkedIn. Лэнс Роббинс рекомендует составить список из 15—25 целевых работодателей. «Напишите тем, кто сейчас работает в компании на похожих должностях. Но помните, что онлайн-нетворкинг не похож на нетворкинг в реальной жизни, поэтому не стоит сразу рассказывать о себе, — говорит она. — Не торопитесь, установите доверие и постарайтесь поддержать человека. Дайте понять, что вы сейчас ищете работу и были бы очень рады, если бы вас рассмотрели на одну из текущих (или будущих) вакансий».

Вот что можно написать:

  • «Я увидел у вас в профиле в LinkedIn, что вы работаете в компании уже X лет. Что вам нравится в ней сильнее всего? Из-за чего вам не хочется менять работу?»

  • «В разделе “Карьера” на сайте компании я прочитал, что одна из ценностей вашей компании — X. Что это значит для человека вашей должности? Как это реализуется на практике?»

  • «Какие навыки или знания вы бы порекомендовали мне освежить, если я хочу устроиться на похожую должность в вашей компании?»

Перед тем, как писать сопроводительное письмо, подумайте, что может быть важно для его читателя. Откройте сайт компании, узнайте ее миссию, найдите последние новости о компании и ее упоминания в СМИ. Посмотрите, о чем компания пишет у себя в социальных сетях. Посмотрите специализированные издания, чтобы узнать о последних изменениях в отрасли. Все это поможет вам лучше понять потребности, ценности и интересы компании.

Затем задайте себе вопрос: «С учетом всей этой информации, если меня наймут, как я смогу помочь компании? Что сделает мой вклад уникальным?» Об этом и напишите в своем письме.

И напоследок еще один совет: найдите адрес HR-менеджера компании, в которой вы хотите работать, и постарайтесь отправить резюме и сопроводительное письмо лично ему. Возможно, это самое полезное, что вы можете сделать, и именно благодаря такому шагу ваше резюме окажется на верхушке виртуальной стопки с резюме соискателей или близко к ней.

Об авторе

Кристи ДеПол (Kristi DePaul) — автор и спикер, специализирующаяся на вопросах карьеры, трудоустройства и работы. Написала более 250 статей и постов о специфике удаленной работы, которые цитируются в исследовательских отчетах университетов и аналитических компаний. Основатель и директор nuanced — компании, которая занимается будущим работы и обучения. Также руководит Founders Marketing— маркетинговой компанией, сотрудники которой работают только удаленно. Получила степень магистра в Колледже публичной политики и менеджмента университета Карнеги — Меллона.