Как нужно одеваться для виртуальных совещаний | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как нужно одеваться для
виртуальных совещаний

Что означает «выглядеть соответственно» в онлайн-среде

Авторы: Ноа Зандан , Халли Линч

Как нужно одеваться для виртуальных совещаний
visuals/Unsplash

читайте также

Шесть стратегий лидера в условиях неопределенности

Дарин Роуэлл,  Ребекка Цукер

«Не дадите отпуск — уволюсь!»: что говорить, если нужен длительный перерыв в работе

Дениз Руссо

Ваш новый гендиректор случайно не бывший консультант?

Гретхен Гэветт

Что нужно фирме для успеха за рубежом

Теперь, когда многим пришлось освоиться с видеосовещаниями, можно не сомневаться, что этот инструмент с нами надолго. По данным недавно проведенного нами опроса, 86% респондентов коммуникации в видеоформате вполне устраивают, а 70% опрошенных сообщили, что даже после отмены требований о социальном дистанцировании предполагают использовать видеоконференции не в меньшем, а возможно, и в большем объеме, чем раньше. Многие тем не менее не уверены, что хорошо представляют себе, как произвести нужное впечатление в Zoom и Skype, отвечая на вопросы на собеседовании, выступая с презентацией перед собственной командой или с речью перед более широкой аудиторией.

Правильно настроить освещение, не забывать вовремя отключать микрофон и решить прочие технические вопросы несложно. Нам было важно понять другое. Как произвести впечатление? Есть ли более предпочтительный вариант фона? Как лучше одеться? Есть ли цвета, которые в кадре веб-камеры смотрятся более выигрышно? Имеет ли это все значение в принципе? Мы обратились к источникам и нашли только мнения, но не факты. Данных, чтобы дать точный ответ на эти вопросы, практически нет, поэтому мы решили разобраться с этим самостоятельно.

Аудитории не все равно (больше, чем вам кажется)

В марте и апреле 2020 года мы опросили 465 человек, мужчин и женщин, об их опыте использования видеоконференций, связанных с ними предпочтениях и ожиданиях. Кроме того, каждому участнику было предложено на примере трех разных пользователей оценить в первом случае три варианта фона, во втором — три цветовых решения в одежде и три стиля гардероба. Нужно было выбрать, какой фон, цвет или стиль в одежде в наибольшей степени работали на докладчика, помогая ему выглядеть в глазах окружающих аутентично (быть самим собой, действовать в соответствии со своими убеждениями), внушать доверие (демонстрировать честность, искренность, надежность), транслировать наличие собственной новаторской позиции (оригинальность, творческое мышление, готовность сделать шаг в сторону от общепринятого) и экспертность (убедительность, компетентность в обсуждаемом вопросе).

Что касается обстановки за спиной у выступающего, 60% респондентов сообщили, что у них есть четкие предпочтения на этот счет. (Спойлер: им не нравятся декоративные виртуальные фоны, использование которых уже породило многочисленные списки-рейтинги лучших решений и даже послужило поводом для учреждения специальной премии.) Лишь у 39% респондентов, по их признанию, есть ясная позиция в отношении цвета в одежде, зато почти половине небезразличен выбранный докладчиком стиль.

В разрезе данных по половозрастным группам мужская и более молодая аудитория респондентов в целом высказывает более определенные предпочтения. В среднем 54% мужчин (против 43% женщин) точно обозначали свою позицию в отношении фона, выбора цвета и стиля гардероба; в возрастной группе от 18 до 29 лет четкую точку зрения озвучивали 57% участников — против 49% по выборке в целом. Как и в реальном мире, внешнее впечатление имеет значение, и чтобы произвести желаемый эффект, имеет смысл потратить время на выбор правильного визуального окружения и продумать стиль в одежде.

Одевайтесь сообразно обстоятельствам — точно так же, как и в офисе

Если вам предстоит вести обсуждение и нужно заинтересовать или к чему-то склонить аудиторию, вам важно держаться непринужденно и заслужить доверие. Чтобы подчеркнуть аутентичность и надежность, по мнению большинства респондентов, лучше всего выбрать повседневно-деловой стиль (business casual) и нейтральные цвета в одежде.

Варианты с рисунком, нейтральные и яркие цвета получили примерно равное количество предпочтений при оценке впечатления об оригинальности позиции выступающего. В сравнении с мужчинами, женщины на 16% чаще связывали эту характеристику с яркостью. В этом же аспекте мужчины на 27% чаще, чем женщины, отдавали предпочтение вариантам с рисунком.

Что касается стиля, чаще всего применительно к трем из четырех рассматриваемых характеристик респонденты выбирали повседневно-деловой стиль. Но если вам предстоит выступить на совещании руководства или пообщаться с новым клиентом, вероятно, вы будете стремиться в первую очередь создать впечатление экспертности. И в этом случае выбирайте формально-деловой стиль и нейтральные цвета, например, костюм (и галстук для мужчин). Поскольку многие специалисты, считающиеся «экспертами» — юристы, банковские служащие, консультанты, — обычно ходят в костюмах, неудивительно, что большинство респондентов ассоциируют с экспертностью именно формально-деловой стиль. И если вы работаете в сфере, где он принят как норма, будет правильно придерживаться того же уровня профессионализма и на виртуальном совещании. Главный вывод: не стоит думать, что если рабочая обстановка изменилась, то и одежда тоже должна измениться.

Весьма ожидаемо, сказываются и поколенческие различия в отношении к внешнему виду, правда, в меньшей степени, чем можно было бы предполагать. В среднем 46% респондентов в возрасте от 60 лет и старше отдавали предпочтение формально-деловому стилю (против 39% по группе в целом). При этом более молодые участники исследования не показали сильного тяготения к повседневному стилю (casual), несмотря на сохраняющиеся тенденции к неформальному гардеробу в сегодняшней профессиональной среде. За casualсреди респондентов в возрасте 18—29 лет высказались только 20% (против общей средней в 18%), а 41% молодежи выбирали повседневно-деловой вариант (по группе в целом — 43%). Если вы выступаете перед молодой аудиторией или ведете занятие в университетской группе как преподаватель и, возможно, полагаете, что вашим слушателям нет дела до вашего внешнего вида, стоит все-таки еще раз задуматься.

Тщательно продумайте фон

Что касается фона, для трех из четырех оцениваемых характеристик респонденты чаще всего высказывались в пользу реального окружающего пространства. Это удивительно, если учесть вероятность попадания в кадр стопки белья или появления прогуливающегося по комнате ребенка. Но если вам важно выглядеть аутентично, заслужить доверие аудитории и подчеркнуть экспертность, пустота за спиной или виртуальный декоративный фон не добавят вам авторитета и искренности. Лучше сделать выбор в пользу вашего реального окружения — но с ограниченным обзором, и важно учитывать, что находится на стене за вашей спиной. 44% опрошенных сочли более предпочтительным вид книжных полок или книжного шкафа, 34% высказались за украшения в рамках, например, произведения искусства, дипломы или фотографии. Большинству мужчин наиболее предпочтительны были книги (50% против 38% женщин), женщины в 40% случаев делали выбор в пользу декора в рамках (против 28% мужчин). Только 22% участников опроса по выборке в целом (с примерно равными показателями по ответам среди мужчин и женщин) выбирали кадры с более широким обзором помещения, в том числе с видом мебели и/или личных принадлежностей.

Опять же, более сложная картина получилась с восприятием оригинальности позиции (новаторства) докладчика. С небольшим перевесом респонденты отдавали предпочтение варианту с однотонной стеной. Несмотря на то что транслирование виртуального декоративного фона — определенно новый способ использования технологий, только 17% респондентов считают, что это играет на пользу впечатлению об оригинальности мышления самого участника, который выбирает подобный вариант для своего выступления. (По выборке в целом за виртуальные фоны голосовали в среднем лишь в 7,5% случаев — получается, лучше приберечь их до следующей онлайн-встречи с друзьями, но не для рабочего совещания.)

Хорошая новость заключается в том, что благоприятное впечатление о вашем выступлении на онлайн-совещании зависит от вас самих намного больше, чем можно было бы подумать, и здесь есть к чему стремиться. Чтобы правильно преподнести себя на онлайн-мероприятии, усилий потребуется не меньше (или даже больше). Как и в реальной обстановке, можно правильно продумать свой внешний образ и произвести отличное первое впечатление.

Не стоит забывать, что в виртуальной среде ваш успешный визуальный образ — это не только одежда, но еще и обстановка, в которой вы предстанете перед собравшимися.

Об авторах

Ноа Зандан (Noah Zandan) — гендиректор и сооснователь Quantified Communications. Компания помогает людям оценивать и совершенствовать навыки общения, сочетая аналитику данных и поведения. Quantified Communications работает по всему миру с лидерами корпораций, государственными организациями, высшими учебными заведениями, отделами продаж компаний, некоммерческими организациями и спикерами TED.

Халли Линч (Hallie Lynch) — директор по работе с клиентами (Engagement Director) в Quantified Communications. Работает с действующими и будущими руководителями и лидерами, занимается развитием первоклассных навыков коммуникаций на основе методов поведенческой науки. Специализировалась в области управления взаимоотношениями в сфере стартапов и финансов, получила степень MBA в Школе бизнеса Маккомбс Техасского университета, степень бакалавра в Принстонском университете.