«Это ваши проблемы»: что делать, если начальник думает только о грандиозных целях | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Это ваши проблемы»: что делать, если начальник думает только о
грандиозных целях

Три совета, которые помогут получить помощь руководителей-визионеров

Автор: Лиз Кислик

«Это ваши проблемы»: что делать, если начальник думает только о грандиозных целях
Josh Calabrese / Unsplash

читайте также

Больше данных для разумного потребителя

Такер Уилл,  Талер Ричард

Научная степень на заказ

Владимир Рувинский

Как помочь россиянам выбраться из «квалификационной ямы»

Артем Кумпель

Защитите свой фирменный стиль от копирования

Джелб Бетси,  Кришнамурти Парта

Работа с руководителем, у которого достаточно грандиозных, креативных идей, но нет понимания путей их реализации, — не редкость. Начальникам такого типа неинтересно вникать в бесконечные детали рабочего процесса, который позволит претворить инициативу в жизнь. Им несвойственно волноваться из-за возможных трудностей и кажется, что успех неизбежен, а сотрудники в состоянии справиться с любыми загвоздками и помехами.

Доверять своей команде — это хорошо, но подобное недопонимание со стороны руководителя может вызвать у сотрудников разочарование. Они могут почувствовать себя никому не нужными при возникновении сложных ситуаций или препятствий в работе над воплощением идей начальника.

Перечить руководителям-визионерам — верный способ нарваться на раздражение или бурную защитную реакцию. Но есть три варианта поведения, позволяющих заручиться их поддержкой.

Внимательно выслушать и откликнуться с неменьшим энтузиазмом

Гендиректор организации, с которым я работала, был страстно предан своим идеям и не собирался вникать в детали новых проектов, инициированных им же. Более того, он обычно не придавал значения суматохе, которую вызывал, переключая по собственной прихоти внимание и усилия с одной инициативы на другую. Разочарованная этим поведением директор по персоналу пыталась обозначить проблемы, с которыми они столкнутся, а гендиректор думал, что она не понимает сути его идей, ведет себя недоброжелательно и боится. Я убедила ее начинать разговор не с указания на проблемы, а с демонстрации приверженности намеченным результатам: «Звучит захватывающе! Расскажите, как это будет работать?», «Что поможет достичь наилучших результатов»? Эти «подсказки» подталкивали гендиректора излагать свои идеи более детально. Параллельно директор по персоналу задавала аналогичные вопросы и по другим проектам, получая вдумчивые ответы от руководителя.

Не донимайте подробностями раньше времени

Вице-президент другой компании в одиночку справлялся со сложными проблемами, о которых руководитель даже не подозревала. Его беспокойство она считала излишним. Он понял, что слишком частые вопросы вызывают пренебрежение и нежелание сотрудничать, поэтому составлял черновой план, быстро «пробегал» по деталям, показывая, как план учитывает ее приоритеты, а затем презентовал варианты реализации проекта на выбор с рассмотрением всех «за» и «против». Работать с конкретикой, оценивать варианты, представленные в плане, и рассматривать наиболее эффективные из них начальнице нравилось гораздо больше.

Регулярно отчитывайтесь о прогрессе в работе

Глобально мыслящие руководители, как правило, не вникают в детали и не осознают ключевых сдерживающих факторов. Их мнение может меняться по мере того, как появляются последствия их директив. Периодическая отчетность, которая корректирует их цели и желаемые результаты, дает возможность адаптироваться и снизить издержки. Одна моя клиентка не всегда давала ясные и практичные указания, но была готова их изменить, когда знакомилась с фактическим положением дел. Подчиненные, заметив, что она почти никогда не прислушивается к критике, стали разрабатывать пилотные проекты ее идей, на результаты которых руководительница адекватно реагировала. Такой подход позволил сотрудникам указывать на проблемы, которые она уже не могла игнорировать.

Некоторые руководители-визионеры хотят контролировать все происходящее в организации. Но есть и те, кому не хватает терпения, чтобы изучить, как практические познания и опыт подчиненных могут улучшить их идеи. Если последовательно демонстрировать поддержку этих идей, делиться лишь теми деталями, которые руководители могут легко усвоить, и сообщать информацию поэтапно, вы поможете им быть более толерантными и открытыми в ходе рабочих обсуждений и дискуссий.

Об авторе. Лиз Кислик (Liz Kislik) помогает компаниям, входящим в список Fortune 500, а также некоммерческим организациям и семейному бизнесу решать их самые сложные проблемы. Преподает в Нью-Йоркском университете и Университете Хофстра.