Женщины в центре паутины контактов | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Женщины в центре
паутины контактов

Четыре принципа поведения талантливых нетворкеров

Женщины в центре паутины контактов
Tim Bower

читайте также

Искусство парадоксов, или Где искать новые идеи

Юлия Фуколова

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Ключевые изъяны современных корпораций

Гэри Хэмел

Ошибка Netflix

Рафи Мохаммед

Тот факт, что женщин редко назначают на высшие посты в руководстве, часто объясняют отсутствием у них доступа к неформальным кругам в компании и в отрасли. Одни считают, что виной всему стереотипы: высокопоставленным мужчинам проще найти общий язык с другими мужчинами. Кто-то думает, что у женщин просто не остается времени на нетворкинг, ведь на них взваливают множество дополнительных обязанностей по работе и дому — от организации порядка в офисе до воспитания детей.

Но есть и среди женщин такие руководители, которым удается выстраивать мощную сеть контактов, приобретать влияние и подниматься по карьерной лестнице. В чем их секрет?

Исследование, проведенное недавно, проливает свет на стратегии, которые они используют. «Я встречалась со многими женщинами — мы говорили о том, как налаживать контакты, с какими трудностями это сопряжено и как они и их компании могли бы улучшить процесс нетворкинга. Я поняла, что все работы на эту тему или слишком узкие, или уже устарели, — рассказывает ведущий автор исследования Инга Карбони, преподаватель Школы бизнеса Мэйсона при Колледже Вильгельма и Марии. — На многие из вопросов у меня не было ответов».

Сначала исследователи проанализировали собранные за 15 лет анкетные данные 16,5 тыс. мужчин и женщин, работающих более чем в 30 компаниях из разных отраслей. Затем опросили несколько сотен женщин-руководителей. В результате удалось выявить четыре основные характеристики, отличающие женщин — эффективных нетворкеров. В ряде случаев они совпадали с характеристиками, присущими успешным мужчинам, но иногда наблюдались тонкие, но важные отличия.

Описать действия женщин, которые умело выстраивают сеть профессиональных контактов, можно четырьмя выражениями.

Эффективность. Большинство исследователей, в том числе Инга Карбони, сходится в том, что женщины в целом охотнее соглашаются помочь коллегам, чем мужчины. Но, как утверждает Роб Кросс, соавтор Карбони из Колледжа Бэбсона, женщины-­руководители, которые успешно занимаются нетворкингом, понимают, что «согласившись на что-то одно, одновременно отказываешься от чего-то другого». Для его знакомой, топ-­менеджера компании из Кремниевой долины, это стало своего рода девизом. Женщины вроде нее пытаются противостоять сложившейся тенденции: хотя их подталкивают к этому природа и общество, они не всегда спешат на помощь или работают в команде. Они вычищают из ежедневников второстепенные задачи, отказываются от мелких поручений, эффективно проводят совещания, упорядочивают переписку и выделяют время на размышления и принятие важных решений. При этом они не душат в себе естественное желание сотрудничать с коллегами — напротив, они делают это так, чтобы одновременно завязывать важные контакты и показывать себя в выгодном свете.

«К женщинам, какую бы должность они ни занимали, чаще обращаются за помощью и советом, — сообщает Карбони. — Когда мы спрашивали их, что случится, если ответить отказом, они признавались, что им будет неловко». Однако, добавляет она, исследование однозначно показывает: женщины, поднявшиеся на верхние ступени карь­ерной лестницы, «более ­вдумчиво» подходят к планированию времени. Компании не должны оставаться в стороне: не самые очевидные командные задачи нужно равномерно распределять между мужчинами и женщинами, а также объяснять руководителям, особенно женщинам, как важно отдавать приоритет первоочередным делам.

Гибкость. Результаты исследования доказывают, что у большинства женщин образуются более тесные связи, чем у мужчин, в особенности с коллегами-женщинами. Эти связи со временем укрепляются и становятся взаимными. Как отмечают Карбони и Кросс, иногда это может быть преимуществом — например, от старых знакомых можно узнать о любопытных возможностях или интересной вакансии. Но в динамично меняющейся организации, где нужно постоянно подстраиваться под новые требования и задачи (то есть практически везде), безоглядная верность старым связям может быть опасна.

У успешных женщин сети контактов более гибкие. Они понимают, когда нужно отодвинуть старые знакомства на задний план (решительно разорвать отношения или прекратить их поддерживать) и развивать новые. Кросс приводит такой пример: «Когда у вас переломный момент на работе или начинается новый проект, нужно думать о целях и людях, которые помогут их достичь. Это могут быть цели, связанные с политикой (заручиться поддержкой лидеров мнения), развитием (получить новые навыки), инновациями (найти новые идеи), передовым опытом (выявить людей, которые знают, как работать эффективно)». Вероятно, такой подход некоторым женщинам покажется манипулятивным и беспринципным, но, когда то же самое делают мужчины, это считается нормальным, ведь «работа прежде всего». Кросс утверждает, что у профессиональных отношений есть «срок годности». Да, старый знакомый, с которым можно посоветоваться, пригодится всегда, но нельзя забывать о новых связях. Компании могут поддерживать женщин, внедряя такие практики, как анализ контактов перед запуском проекта или при оценке результатов работы.

Выход за рамки. Женщины — топ-менеджеры, которым лучше всех удается налаживать связи, общаются с людьми, работающими на разных должностях, из разных подразделений, городов и стран. Те, у кого дела с нетворкингом обстоят хуже, так не поступают: они не хотят выходить из зоны комфорта или считают подобное поведение неискренним. «Некоторые женщины говорили, что им уютно в сложившемся кругу», — рассказывает Карбони. Выбираться за его границы им сложно: они опасаются «негативной реакции» и не хотят «распылять силы». Но выходить за привычные рамки важно и мужчинам, и женщинам: без этого крайне сложно оценивать новую информацию, руководить ­инновационной деятельностью и совершенствоваться. Кросс советует периодически спрашивать себя: «С кем из руководителей компании я еще не очень хорошо знакома?» Начинать общение с ними следует не с фразы «Вот что мне нужно», а с предложения выпить по чашечке кофе и обсудить перспективы совместной деятельности. В ряде компаний, например в Ford и Booz Allen Hamilton, регулярно организуют встречи перспективных женщин-­менеджеров из разных подразделений и руководителей высшего звена.

Сбалансированность. Как показывают данные более чем 20-летних исследований, лучшие сотрудники — те, кто способен заряжать энергией и жаждой деятельности и, соответственно, вдохновлять на эффективную работу. Считается, мужчины и женщины должны излучать энергию разного типа. Женщины, которым хорошо удается налаживать связи, в отличие от остальных, проявляют одновременно компетентность и эмпатию, ум и эмоциональный интеллект, ведь на этом, согласно исследованиям, строится доверие. «Самые успешные в нетворкинге женщины не склонны преуменьшать свои знания, навыки и достижения. Они сразу показывают, что способны на многое, — отмечает Кросс. — Но при этом они вовлечены в диалог, шутят, жестами демонстрируют расположение и внимание к собеседнику, активно слушают коллег».

Исследователи надеются, что многие женщины возьмут на вооружение четыре выделенных ими принципа поведения. Но и компании не должны бездействовать. «Нужно сделать так, чтобы эти правила стали нормой для всех», — заявляет Кросс.

Об исследовании «How Successful Women Manage Their Networks», Inga Carboni et al. (рабочий документ)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Люди ближе, чем кажется» (HR-директор Ford Motor Company о женщинах и нетворкинге)