Как строить карьеру без помощи начальника | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как строить карьеру без
помощи начальника

Что делать, если ваш руководитель не силен в офисной политике

Автор: Энн Шугар

Как строить карьеру без помощи начальника
Lance Grandahl / Unsplash

читайте также

Без учебы нет карьеры

Борис Щербаков

Опыт ничему не учит

Сойер Эмре,  Хогарт Робин

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

Цена социальной ответственности

Тенси Уилан,  Элиз Дуглас

Всем хотелось бы работать с начальником, имеющим связи и влияние в организации. Руководитель, знающий, что происходит в компании, из первых рук, дает подчиненным своевременную и точную информацию, знакомит с нужными людьми, умело консультирует по проектам, а при удачном стечении обстоятельств помогает им продвинуться по карьерной лестнице.

К сожалению, одни руководители не сильны в офисной политике и налаживании связей, а другим не хватает компетенций, которые требуются на занимаемой ими высокой должности. Каким бы ни был ваш начальник, необходимо научиться защищать себя и свою репутацию, а для этого нужно понимать, что вы успешно выполняете необходимые задачи. Если ваш начальник держится вне офисной политики и не может помочь вам сориентироваться в рабочей ситуации, попробуйте прибегнуть к одной из этих техник.

Налаживайте отношения с высшим руководством. Если отсутствие связей у начальника ограничивает ваши возможности, постарайтесь чаще коммуницировать самостоятельно. Определите тех, кто может предоставить вам важную информацию, а затем найдите тактичный способ свести знакомство. Например, вы можете сами представиться руководителю после встречи или попросить об этом коллегу и поделиться с топ-менеджером полезной для него информацией. Один клиент, с которым я работал, никогда не назначал других дел на первые полчаса после совещания со старшим руководством, чтобы иметь возможность пообщаться со всеми участниками встречи.

Еще один способ наладить отношения с вышестоящими руководителями — принимать участие в их проектах. Один мой клиент работал в организации, в которой генеральный директор делал акцент на наставничестве и запустил для этого специальную программу. Моему клиенту нравилось управлять людьми и развивать свою команду, так что он с энтузиазмом вызвался поучаствовать в программе. Это помогло ему установить простой и искренний контакт с генеральным директором.

Найдите тех, кто в обойме, и повторяйте за ними. Пока вы будете развивать отношения с высшим начальством, оглядитесь вокруг и определите, кто из коллег лучше других умеет продавать свои идеи и добиваться поставленных целей. Используйте эту информацию для тонкой настройки связей и подходов. Работая с клиентами, я сначала помогаю им выявить свои сильные и слабые стороны с помощью оценки эффективности и опроса по методу «360 градусов». Затем мы определяем лучший сценарий развития их отношений с руководством. И наконец, выясняем, кто из сотрудников уже обладает навыком наведения мостов и как они пользуются этим умением в рамках компании. Проанализировав полученную информацию, мы планируем, как будем тестировать новые стратегии и оценивать прогресс.

Однажды я работал с клиентом, который стал таким образом готовиться к встречам со старшим руководством. Раньше он встречался со своим непосредственным начальником перед каждым совещанием, чтобы тот оценил его выступление. Начальник переписывал заметки подчиненного, менял тон и формат презентации. Но была одна проблема: в отличие от коллег, легко продававших свои идеи, моему клиенту никак не удавалось продвинуть свое предложение. Он терял доверие руководства и все чаще впадал в отчаяние. Тогда он стал наблюдать за более успешными коллегами и детально разбирать их действия, и в итоге ему удалось переломить ситуацию в свою пользу. Сравнивая свои умения и действия с подходом коллег, он определил две модели поведения, которые могли ему помочь. Во-первых, нужно было еще до презентации продать свою идею как минимум одному члену команды руководства. Во-вторых, следовало сократить время презентации до 30 секунд, а то и еще больше; он же был слишком многословен. После нескольких проб нового подхода его идеи стали получать больше поддержки.

Найдите способ выделиться. Третья стратегия для преодоления невовлеченности и неосведомленности руководителя состоит в том, чтобы определить, в какой сфере деятельности компании ваши таланты могут принести наибольшую пользу и сделать вас одним из ее ключевых сотрудников. Подумайте о том, чтобы возглавить какой-нибудь комитет, чаще высказывайтесь на совещаниях, приложите дополнительные усилия к реализации проекта или предложите новый метод работы, повышающий производительность. Полагайтесь только на себя: никто, кроме вас, даже вышестоящий руководитель, не откроет перед вами двери. Развивайте и укрепляйте личный бренд, постоянно приобретайте новые навыки.

И снова я рекомендую взглянуть на ежегодную оценку. В чем вы особенно хороши? Составьте таблицу и распишите все свои сильные стороны и интересы, а также то, чему вы хотели бы научиться. Подумайте, в рамках какого направления деятельности компании вы могли бы начать вносить свой вклад и какие пробелы в знаниях хотели бы восполнить.

Одна моя клиентка решила, что хочет развить лидерские навыки и приобрести знания в этой области. Также ей нравилось помогать молодым людям расти и учиться. Проанализировав себя, она выдвинула свою кандидатуру на новую пилотную программу, глобальная цель которой состояла в том, чтобы помогать обществу посредством проектов по развитию молодежи. Участие в программе позволило ей развить лидерские навыки в спокойной обстановке.

Конечно, здорово работать с начальником, который имеет большую сеть контактов и поддерживает подчиненных, однако малоэффективный руководитель не должен обречь вас на провал. Устанавливайте рабочие отношения с теми, кто может помочь вам подняться по карьерной лестнице. Ищите успешные примеры для подражания и постарайтесь выделиться на общем фоне, принимая на себя новые обязательства.

Об авторе. Энн Шугар (Anne Sugar) — коуч, спикер, работает с руководителями технологических, маркетинговых и фармацевтических компаний. Коуч программы обучения для руководителей Гарвардской школы бизнеса, приглашенный лектор в MIT.