читайте также
Вам хотелось бы сделать перерыв в работе, например, чтобы поучаствовать в стипендиальной программе, отправиться в долгое путешествие или провести время с семьей, но вам не хватает дней оплачиваемого отпуска. Как попросить начальника и HR-менеджера о неоплачиваемом отпуске? Как выяснить, удавалось ли это прежде кому-то из коллег? Должна ли цель такого перерыва быть как-то связана с работой? Как сделать так, чтобы менеджер с большей вероятностью пошел вам навстречу?
Что говорят эксперты?
В большинстве компаний к просьбе о предоставлении продолжительного отпуска стоит подойти с определенной деликатностью. «Это сложные переговоры. В некотором смысле даже более сложные, чем обсуждение зарплаты», — считает Джефф Вайс, автор книги «HBR Guide to Negotiating» и президент Университета Лесли. Подойдите к вопросу с пониманием, тактом и «креативностью», потому что ваша просьба может выходить за рамки отпускной политики компании. Однако то, что ваше желание нетипично, еще не значит, что его невозможно осуществить. «Люди часто просят отпустить их в неоплачиваемый отпуск, и действительно получают его», — отмечает Дениз Руссо, профессор школы бизнеса Tepper при Университете Карнеги-Меллон и автор книги «I-Deals: Idiosyncratic Deals Workers Bargain for Themselves». Вот несколько советов о том, как вы можете успешно договориться о неоплачиваемом отпуске.
Знайте свою ценность и оцените риски
Прежде чем вы обратитесь с такой просьбой, удостоверьтесь, что точно понимаете ценность, которую приносите своей организации. Вам будет легче заручиться поддержкой людей, если они стремятся вас удержать. В то же время если вы незаменимы, они могут не решиться отпустить вас слишком надолго. Поразмышляйте о долгосрочных планах вашей компании, которые могут быть связаны c вами, и о том, насколько негативно (или позитивно) может сказаться на них ваше отсутствие. Также подумайте о персональных рисках: вы можете упустить те или иные возможности, и более длинный отпуск может сыграть против вас, когда будет рассматриваться возможность повышения. Если вы решите, что ситуация подходящая, чтобы просить об отпуске, — действуйте.
Определитесь с целями
Очень важно разобраться с деталями. «Попытайтесь по максимуму использовать возможности, которые даст вам отпуск», — советует Джефф Вайс. Вы надеетесь приобрести определенные навыки? Вам нужна передышка, чтобы не перегореть? «Мой опыт говорит, что люди чаще добиваются успеха, когда просят о неоплачиваемом отпуске ради развития, потому что таким образом они приобретают нечто, что может компенсировать потери работодателя», — говорит Дениз Руссо. Когда вы точно знаете, что именно хотите получить от отпуска, вас с большей вероятностью поддержат другие.
Поищите прецеденты
Выясните, удавалось ли кому-то из вашей компании или отрасли получить продолжительный неоплачиваемый отпуск. «В качестве подготовки найдите ответы на вопросы: “Делал ли так кто-то раньше? Что им помогло? Что помешало?”», — предлагает Руссо. Если вы знаете о специальных договоренностях, которые заключали ваши коллеги, расспросите их об этом подробнее (в частности, чтобы ваш запрос был сравним с тем, что получали другие). Или деликатно узнайте у HR-менеджеров, предусматривает ли политика компании предоставление неоплачиваемого отпуска. Понимание того, как подобные вопросы решались в вашей и в других компаниях, поможет вам доказать «обоснованность вашей просьбы», советует Вайс. Однако не отчаивайтесь, если не можете найти прецедент. Из того, что никто в вашей компании прежде не был в неоплачиваемом отпуске, еще не следует, что вы его не добьетесь.
Подумайте о возможных возражениях
У принимающих решение лиц есть масса причин сказать вам «нет», поэтому «постарайтесь, по возможности, предупредить их возражения, — говорит Вайс. — Хорошо подумайте о целях и беспокойствах человека, с которым вы ведете переговоры». Почему они могут колебаться? Будет ли ваш начальник волноваться, что ваш отпуск создаст плохой прецедент? Может руководство беспокоиться, что вы больше не вернетесь? Подумайте, как вы ответите на эти возражения, если они появятся. «Вы должны доказать, что ваша отлучка благоприятно скажется на вас и на вашей компании», — объясняет Руссо.
Обоснуйте просьбу с точки зрения бизнеса
Объясните вашему начальнику, какую пользу ваш отпуск принесет ему и компании. Приходите на встречу подготовленным, с подлежащим обсуждению планом о том, чего вы хотите добиться, и почему это важно и полезно для организации. Обрисуйте возможные новые навыки или идеи, с которыми вы вернетесь, или профессиональные контакты, которые можете завести. Если вам нужна передышка, объясните, почему вы считаете, что, вернувшись, сможете работать лучше. Как отмечает Руссо, некоторые менеджеры понимают, что такого рода договоренности помогают «найти дополнительные способы удержать ценных сотрудников». Обратите это себе на пользу. По возможности, подготовьте цифры и представьте разные варианты развития событий. Нужно ли, чтобы весь отпуск обязательно приходился на одно время? Или его можно разбить на части?
Выберете правильное время, но будьте гибкими
По возможности, запланируйте этот разговор на тот момент, когда ваш руководитель вами доволен, например, сразу после того, как вы получили высокую оценку за свою работу или добились большой победы. А время отпуска подбирайте так, чтобы это как можно меньше сказывалось на рабочем процессе. «Вам нужно, как говорится, подсластить пилюлю и подобрать момент, который не будет обременительным для клиентов и коллег», — советует Руссо. Будьте гибкими, если ваш менеджер предлагает вам другое время. «Возможно, ожидается большой заказ, новый проект, смена рабочего состава или какой-то другой переходный момент, о котором вы не знаете», — соглашается с коллегой Вайс. Слушайте вашего оппонента.
Будьте готовы к любому ответу
Не все переговоры заканчиваются в вашу пользу. Будьте готовы ко всему. Вполне возможно, что вы услышите «да», и это будет великолепно. Но ваш начальник или другие люди, принимающие это решение, могут вам и отказать. Вайс объясняет: «Знайте, когда вам стоит отступить. Действительно ли вы находитесь в ситуации, когда говорите себе: “Я должен это сделать, и если не смогу, то мне придется искать другую работу?”» Главное, не бойтесь и будьте открытыми к диалогу.
Запомните эти принципы
Что делать:
Не забывайте: даже если никто из ваших коллег не получил неоплачиваемый отпуск, это не значит, что вы его не получите, когда попросите.
Подумайте о том, чего вы хотите добиться во время вашего отпуска, и в своей просьбе опирайтесь на то, как это поможет вашей компании.
Спланируйте свой отпуск так, чтобы ваше отсутствие как можно меньше повлияло на коллег и клиентов.
Чего не делать:
Не импровизируйте. Садитесь за стол переговоров подготовленным и вооруженным знаниями о собственных целях, о возможных возражениях вашего руководителя и о прецедентах.
Не игнорируйте возможные возражения. Подумайте о них заранее, чтобы быть готовым их обсудить.
Не думайте, что есть лишь одно решение. Проявив гибкость, вы увеличите вероятность того, что получите хоть какой-то отпуск.
Кейс №1. Поделитесь своими эмоциями и будьте гибкими
Пол Ронто, директор по маркетингу сайта с обзорами обуви RunRepeat.com, очень увлечен рафтингом. Несколько лет назад он загорелся желанием отправиться в отпуск на реку Колорадо в Большом Каньоне. Одна проблема: это заняло бы 3–4 недели. В то время он работал в некоммерческой организации, которая помогала травмированным ветеранам, молодежи группы риска и молодым людям с инвалидностью проводить время на природе. Несмотря на хорошую отпускную политику компании, у него не было достаточного количества дней оплачиваемого отпуска.
Пол раньше уже отказывался от путешествия из-за рабочих обязанностей, однако на этот раз действительно хотел поехать. Поэтому, проанализировав свои риски и ценность, он решил представить начальству свои доводы. «Эта поездка была настолько важна для меня, что я был готов уволиться, если бы мне отказали. Впрочем, как я тогда решил, за 3–4 недели моего отпуска они бы все равно не нашли мне замену», — вспоминает Пол.
«Я подумал, что худшее, что они могут сказать, — это “нет”, и тогда мне пришлось бы делать выбор», — говорит он.
В разговоре с начальником, исполнительным директором и сотрудником HR-отдела, Пол сделал упор на эмоции: «В нашей компании, нами двигала страсть, поэтому я и сконцентрировался на страсти».
К тому же, он предоставил руководству точный план, пообещав перед поездкой работать сверхурочно во время двухнедельных рождественских каникул, когда не хватает сотрудников, чтобы собирать телефонные пожертвования, получать почту и обрабатывать чеки. «Я был готов работать большую часть этих каникул, пока другие отдыхали, чтобы заработать больше дней оплачиваемого отпуска для поездки», — объясняет Пол. Он также договорился с HR-менеджером о предоставлении ему нескольких дней неоплачиваемого отпуска.
Начальники Пола приняли его заявку. «Они понимали, как важна для меня эта поездка, и что им будет выгодно меня отпустить, потому что я вернусь более мотивированным», — говорит он. Так все и получилось. По его словам, «поездка оказалась настолько потрясающей, что изменила мою жизнь».
В компании, где Пол работает сейчас, отпуск не лимитирован, и в марте он опять собирается в Большой Каньон. «В этот раз, моя просьба не вызывала никаких вопросов, наоборот, гендиректор вдохновил меня на поездку!»
Кейс №2. Полагайтесь на свою ценность
Мэтью Росс — совладелец и операционный директор компаний RIZKNOWS и The Slumber Yard. Когда в прошлом году один из его сотрудников обратился к нему с просьбой предоставить отпуск на восемь недель, он поначалу сомневался.
«Обычно, я не разрешаю работникам так долго отдыхать», — объясняет он. Однако сотрудник пришел с «четкой стратегией» и предоставил сильные аргументы в пользу отпуска.
Сперва он отметил, что является одним из самых высококвалифицированных сотрудников компании за последние два года. Это сделало Мэтью «готовым проявить чуть большую гибкость».
Затем сотрудник «изложил свои мотивы для этой поездки». Он собирался в путешествие от имени благотворительной организации для работы в нескольких деревнях в Африке. Мэтью и его бизнес-партнер были готовы поддержать это начинание. Более того, они предложили сделать пожертвование в пользу этой некоммерческой организации.
Наконец, решающим фактором стало то, что сотрудник «добровольно предложил обучить других, как справляться с его обязанностями на время, пока он в отпуске». Зная, что самые важные задания будут сделаны, Мэтью избавился от всех оставшихся тревог.
Мэтью со своим партнером решили одобрить этот отпуск. Но с одним условием: «Мы сказали, что после его путешествия, ему надо будет работать на полную», — вспоминает он. Сотрудник согласился. Он «уверял меня, что, вернувшись, будет делать все, на что способен, и даже больше» и сдержал свое слово.
Об авторе. Эми Галло (Amy Gallo) — редактор Harvard Business Review и автор книги «HBR Guide to Dealing with Conflict».