В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального в соцсетях | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального
в соцсетях

Cтратегии, которые помогут сохранить репутацию и самовыразиться в интернете

Авторы: Нэнси Ротбард , Ариан Олье-Малатерр

В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального в соцсетях

читайте также

Бизнес и социальные СМИ — какую стратегию выбрать?

Вайнберг Брюс,  Гинан П.ДЖ.,  Паризе Сальваторе,  Уилсон Джеймс

Во что обойдутся низкие зарплаты

Кашио Уэйн

Где взять нужные кадры, если на рынке их нет

Джейк Шварц,  Сет Харрис

Елена Шубина

Анна Натитник

Давайте посмотрим правде в глаза: соцсети — вещь довольно опасная. Любой неудачный пост может стать причиной увольнения или серьезных проблем на карьерном пути. В наше время, когда молодые сотрудники дружат в онлайне в среднем с 16 коллегами, а 40-60% рекрутеров ищут персонал в соцсетях, отказываться от них полностью нет смысла. Но как правильно сочетать личное и профессиональное в режиме онлайн?

Мы провели исследование и опросили десятки специалистов о том, как они используют соцсети. Некоторые из них все еще умудряются избегать погружения в них. Большинство же уверено, что это все какая-то иллюзия, нереальный мир, но никто из опрошенных не хочет отказаться от возможностей нетворкинга и сбора информации, которые дает интернет. Многие даже каким-то образом умудряются воссоздать в социальных сетях границы и даже стены, которые они используют и в реальной жизни для обособления от окружающих. Такие барьеры эффективно работают в реальной жизни и могут стать надежной защитой и в онлайн-пространстве.

Прежде чем сформировать свою позицию по отношению к той или иной социальной сети, любому профессионалу стоит задуматься о том, как он ведет себя в онлайне. Цените ли вы прозрачность и достоверность в общении? Если ответ положительный, то, скорее всего, вы будете публиковать в соцсетях все, что заслуживает вашего внимания, а потому вашу стратегию можно назвать открытой. Необходимо осознавать всю ее опасность. Возможно, вам даже следует задуматься о том, чтобы поменять стратегию поведения в интернете и стать ориентированными на аудиторию (стратегия выбора аудитории) и научиться отделять личные сообщения от сообщений, связанных с работой. Например, людям, любящим публиковать разные картинки в сети, просто следует делать это в Facebook, минимизировав количество профессиональных связей, для которых есть свое пространство — LinkedIn. Так они смогут избежать опасности выглядеть непрофессионально в глазах коллег, а аудитория не будет считать, что картинки публикуются от лица компании-работодателя. Люди, использующие стратегию выбора аудитории, должны помнить, что все меняется: те, кто сначала был вашим приятелем, могут позже стать вашими коллегами и даже начальниками — в этом случае стратегию следует скорректировать.

От многих специалистов нам приходилось слышать (аналогичные результаты продемонстрировали и 40% участников нашего исследования), что они чувствуют себя так, как будто просто вынуждены принимать заявки в друзья от своих знакомых по работе и сфере деятельности. В таком случае на помощь придет стратегия контента, при которой заявки принимаются, но человек размещает только тщательно отобранную информацию в соцсетях. Люди, которые используют эту стратегию, размещают только такие фотографии и такую информацию, которые создают образ профессионала или, по крайней мере, не умаляют репутации, которую они пытаются заслужить в глазах своих коллег, начальства и клиентов. Конечно, недостаток этой стратегии заключается в невозможности дать себе поблажку хоть в чем-то, проявить неосторожность. Приходится заниматься самоцензурой, при которой люди могут чувствовать себя и восприниматься другими кем-то ненастоящим, персоной в глянцевой оболочке.

По всей видимости, эта истина уже всем известна: если какие-то заявления рассчитаны только на определенную аудиторию в соцсетях, они не вызовут чувство обиды или замешательства. Итак, для всех, кто стремится эффективно использовать свое время и усилия, мы рекомендуем более изощренную стратегию, стратегию кастомизации, в рамках которой пользователи соцсетей управляют как своей аудиторией, так и всей информацией в принципе. Именно под такую аудиторию в свое время создавалась сеть Google+. Мы также обнаружили людей, занимающихся чем-то похожим на Facebook. Они создают два параллельных списка: один личный и один профессиональный и размещают для аудитории из этих списков разную информацию. Таким образом, им удается сохранять свою профессиональную репутацию без ущерба честному и живому отражению собственной личности через Facebook. Стратегии кастомизации, как правило, придерживаются журналисты и публичные персоны, которые нередко создают разные аккаунты, чтобы совершенно четко разграничить свое частное мнение и профессиональную позицию.

По итогам наших исследований мы пришли к выводу, что для профессионалов лучше всего подходит стратегия кастомизации или стратегия контента. В рамках стратегии кастомизации можно поддерживать более глубокие взаимоотношения с коллегами, размещая информацию, которая выходит за пределы сугубо профессиональной. В то же время ваш начальник не будет видеть слишком много фотографий с вечеринок или фотографий младенцев. А ваши друзья будут избавлены от информации, касающейся вашей работы и не представляющей никакого интереса для них. Тем не менее стоит помнить, что у вас должны быть возможности для изменения стратегии кастомизации, если она вдруг даст нежелательный результат. Стратегия контента — еще одна альтернатива, которая требует меньше сил и вовлеченности, но позволяет вам плодотворно общаться с широкой аудиторией пользователей.

Хочется еще раз заметить, что люди должны выбирать подходящую для них стратегию самостоятельно, ясно взвесив все риски и понимая, что формат личного аккаунта в социальной сети нельзя назвать идеальным. Одни отрасли более формальны, чем другие, а в некоторых организационных структурах или культурах нормальным считается «чувствовать себя как дома» и соответствующим образом высказываться. Профессионалы, которые продумывают свои собственные стратегии поведения в социальных сетях и поднимают актуальные вопросы и проблемы, не докучают людям, а, напротив, помогают им. Это позволяет им избегать негативных последствий от использования соцсетей и дает доступ к действительно ценным данным.

Об авторах

Ариан Оллье-Малатерр (Ariane Ollier-Malaterre) — профессор менеджмента в Школе Менеджмента при Университета Квебека в Монреале.

Нэнси Ротбард (Nancy P. Rothbard) — профессор менеджмента в Уортонской школе бизнеса.

* деятельность на территории РФ запрещена