Как научиться спорить с максимальной пользой | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как научиться спорить с
максимальной пользой

Почему дискуссии могут принести бизнесу пользу

Автор: Шейн Сноу

Как научиться спорить с максимальной пользой
SUSIE ADAMSE/GETTY IMAGES

читайте также

Три способа уничтожить креативность своей команды

Дэвид Буркус

Остановить безумие совещаний

Констанс Нунан Хадли,  Лесли Перлоу,  Юнис Юн

Самые цифровые страны мира

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

(Не)смешно: как юмор может помочь и навредить вашей карьере

Брэд Биттерли,  Элисон Вуд Брукс

Как-то я выступал с речью в компании, которая недавно была куплена. С тех пор количество ее сотрудников выросло с 300 человек до 1400. Быстрые изменения всем даются непросто. Когда я спросил руководителей приобретенной компании, с чем им приходится труднее всего, они говорили не о масштабировании технологической инфраструктуры, проблеме быстрого найма хороших сотрудников или интеграции с головной компанией. Их беспокоило, как часто их сотрудники ссорятся друг с другом. Они сказали, что в компании до сделки была своя «культура спора» — в том числе и на высшем уровне, но из-за увеличения коллектива и новых владельцев возникала опасность, что такая модель поведения больше не может быть ни устойчивой, ни продуктивной.

Я ответил им, что спорить полезно. Эта тактика может даже стать ключом к успеху, если люди научатся адекватно отстаивать свою точку зрения.

Исследования говорят о том, что когнитивное разнообразие положительно сказывается на общем интеллектуальном уровне группы. Две головы действительно лучше одной, а много голов — еще лучше, особенно когда все они хотят поделиться опытом и знаниями. Исследования также показывают, что большинство слияний и поглощений оканчиваются неудачей не из-за внутренних конфликтов. Они проваливаются из-за «организационного молчания», которое вырастает из боязни конфликта. Аналогичное напряжение возникает в любовных отношениях: молчание — гораздо более яркий сигнал надвигающегося разрыва, чем ссора.

Разница в мышлении и разногласия могут доставлять неудобства, но они с большей вероятностью приведут партнеров и команду к прогрессу, инновациям и прорывным идеям, чем консенсус и «вежливые» беседы, в ходе которых люди говорят совсем не то, что думают.

В теории это значит, что организованная группа людей, например, Конгресс США, должна уметь хорошо решать проблемы. Сотни членов Сената США родились в разное время в 50 разных штатах, поэтому очевидно должны иметь самые разные точки зрения. И они спорят. Но то, как они это делают, — сплошное интеллектуальное мошенничество. «Правила», которым подчиняются политические дебаты, особенно на телевидении, не способствуют реальному обсуждению и продуктивному диалогу.

К сожалению, большинство из нас попадается в те же ловушки. Мы все время пытаемся «выиграть», чтобы выставить себя или представляемую нами группу в выгодном свете. Все это ведет к тому, что мы игнорируем логические доводы и доказательства, идущие вразрез с нашими убеждениями. Поэтому мы только ссоримся и не достигаем реального прогресса. Но, обучив людей правильным навыкам спора, мы можем изменить ситуацию и перейти к эффективному обмену идеями и результативным дебатам. Вот как это сделать.

Помните, что все в одной команде. Обычно споры преследуют одну из трех целей: убедить окружающих в своей правоте, победить противника и найти лучшее решение совместными усилиями. Именно третья разновидность споров позволяет извлечь максимальную пользу из когнитивного разнообразия группы. Чтобы подтолкнуть людей в этом направлении, подготовьте почву: определите общую цель, создайте атмосферу исследования и сделайте акцент на то, что все участники находятся по одну сторону баррикад. Вот что вы можете сказать:

  • Мы собрались здесь, чтобы исследовать проблему как соратники, а не как противники.

  • Наша общая цель — найти лучшее решение.

  • Мы приветствуем все мнения, высказанные с этой целью.

  • Здесь нет «победителей». Команда выиграет, если мы все добьемся прогресса.

  • Все участники равны, и мы не отдаем приоритет чьей-либо точке зрения.

Придерживайтесь фактов, логики и темы. Последовательность — один из наиболее сложных и ключевых элементов продуктивных дискуссий. Споры часто заканчиваются ничем, особенно когда человеку кажется, что окружающие нападают на его идеи или переходят на личности. А люди склонны защищаться. Для этого они часто неосознанно держатся за ложные умозаключения, уклоняются от вопросов, подтасовывают факты, порой откровенно обманывают или меняют тему, чтобы укрепить свои позиции и отвлечь людей от приведения контраргументов. Попросите участников дискуссии следовать правилам:

  • Спор не о том, кто сильнее всех переживает за общее дело, громче кричит, обладает большим влиянием или лучше всех формулирует.

  • Не используйте хитрых риторических приемов.

  • Помните, что есть разница между фактами и их интерпретациями (историями, которые люди рассказывают об этих фактах).

  • Находите логические ошибки и исправляйте их.

  • Проверяйте факты на достоверность и анализируйте качество доказательств, не довольствуйтесь одним их наличием.

  • Если тема дискуссии сместилась, признайте это и начните сначала.

Не переходите на личности. Спор не может быть эффективным, когда люди чувствуют, что окружающие нападают на них и их идеи. Эмоции и эго берут верх, участники обсуждения уже не могут адекватно оценить противоположную точку зрения, и это значительно снижает шансы найти инновационное решение и справиться с проблемой. Чтобы обсуждение не отклонилось от курса, нужно обезличить аргументы. Другими словами:

  • Не переходите на личности и не нападайте ни на кого в отдельности.

  • Задавайте вопросы об идеях человека, а не о его личности. Вместо того, чтобы спрашивать «Как вы можете в это верить?» или «Как вы можете этого не понимать?», задайте вопрос, начинающийся со слова «что», например: «Что заставляет вас так думать?» или «Что привело вас к такому выводу?».

  • Не забывайте о презумпции невиновности. Предположите, что все участники спора руководствуются добрыми намерениями.

  • Нет ничего зазорного в том, чтобы изменить свое мнение.

  • Поощряйте людей за то, что они двигают группу вперед, а не за то, что они «правы».

Будьте скромнее. Чтобы дебаты прошли по-настоящему продуктивно, участники должны научиться уважать все точки зрения и менять свое мнение там, где это необходимо. Психологи называют это интеллектуальным смирением, и это один из ключевых навыков хорошего лидера и продуктивного спорщика. Вот как следовать этому правилу:

  • Не принимайте все на свой счет.

  • Слушайте и уважайте каждого человека и его точку зрения, даже если не согласны.

  • Умейте признать свою неправоту и похвалить другого за качественный аргумент.

  • Будьте любопытны. Даже плохие идеи могут быть полезны; они могут помочь в поисках новых и лучших решений.

Важно, чтобы участники любых споров и дебатов — будь то личная встреча за чашкой кофе или публичная дискуссия в переговорной — придерживались этих правил. Однако именно руководители (или наиболее авторитетные люди в организации) должны первыми подать пример.

Ключ к эффективному решению проблем не в том, чтобы все друг с другом соглашались. Секрет в том, чтобы не соглашаться друг с другом, но делать это правильно.

Об авторе. Шейн Сноу (Shane Snow) — автор книги Dream Teams: Working Together Without Falling Apart, и других работ, где он применяет научные открытия к практике предпринимательства.