Инновации, деньги и безопасность страны, или Почему России нужен российский софт | Большие Идеи

? Управление инновациями

Инновации, деньги и безопасность страны, или Почему России нужен
российский софт

России нужен свой, российский софт.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

В поисках идей: апрельский выпуск

Выбираем идеальное место для жизни

Ирина Гусинская

Охота на мелочь в карманах клиентов

Алберт Терри

Что нам известно о подрывной силе интернета

Андреа Ованс

Сегодня в России мало инновационных хай-тек компаний и почти нет своих гражданских технологий мирового класса. Российские коммуникационные и интернет-решения и сервисы базируются на иностранной инфраструктуре (сервера, софт, системы управления) и аппаратуре (от базовых станций до сотовых телефонов и других терминалов). Крупные российские компании либо копируют уже успешные — то есть старые — бизнес-модели, продукты и сервисы, либо покупают на Западе готовые решения, оборудование и ПО.

Но, занимаясь только копированием, никогда не станешь мировым лидером. А России уже пора ставить перед собой амбициозные задачи мирового лидерства в отдельных высокотехнологичных нишах, пора вкладываться в хай-тек. Нам нужно не копировать или просто покупать иностранные решения и разработки, а создавать свои собственные инновационные продукты, свои стандарты, а потом стараться превратить российские инновационные решения в мировые стандарты. Хотя это и чрезвычайно сложная задача, но она реальна и выполнима при правильном подходе.

России нужен свой, российский софт. Очень точно на сей счет недавно высказался президент Дмитрий Медведев: «Если Россия не будет независимой в области ПО, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой».

Путем копирования бизнеса и продукта существующего лидера не добьешься ничего великого на мировом рынке, даже с большим бюджетом под рукой. Например, копировать операционную систему Microsoft совершенно бесперспективно с коммерческой точки зрения: надо придумывать новые продукты, услуги и бизнес-модели, как это делают, например, Apple и Google.

Посмотрите на то, как Apple буквально ворвалась на рынок сотовых телефонов со своим iPhone! И это при наличии таких мировых лидеров, как Nokia, Motorola, Samsung, HTC — вот что значит инновационный продукт! Отвоевать за какой-то год 5% громадного рынка сотовых телефонов у лидеров — это то, что и Sony, и Ericsson, и Siemens, и многие другие крупнейшие мировые компании безуспешно пытались сделать уже много лет. iPhone буквально напичкан нововведениями, которые делают использование интернета в сотовом телефоне удобным и приятным. iPhone разительно отличается от других телефонов, производит сильное впечатление тем, как он удобен в использовании, оставляет массу позитивных эмоций и превращает пользователя в поклонника и проповедника Apple. Такова сила инноваций. Теперь уже и азиатские и другие мировые игроки пытаются копировать iPhone.

Еще один яркий пример инноваций в мировой IT-индустрии — Google. Со времен появления Microsoft ни одна софтверная фирма не добивалась успеха столь стремительно, а ведь господство Microsoft на РС-платформе казалось непоколебимым. Теперь Microsoft, потеряв свою долю на рынке поисковиков, пытается купить Yahoo и обращается в суд с жалобами на Google.

Google реализовал модель SaaS (Software As a Service), о которой до этого говорили долгих 10 лет. Он сделал услугу быстрой, качественной и бесплатной для пользователей. В сравнении с базовой моделью лицензирования софта от Microsoft за деньги это была настоящая революция в области бизнес-моделей. Теперь Google активно расширяется с опорой на свое сервисное лидерство и инфраструктуру — идет в РС-приложения, коммуникации и мобильные платформы, т.е. в новые области. Гораздо более молодой Google уже оценивается рынком (market cap) существенно выше, чем ветераны индустрии — Oracle и Adobe, тоже давние противники Microsoft, работающие в традиционных бизнес-моделях. Вот это — сила инноваций.

Еще один пример инновационного продукта, теперь уже из области «чистого» софта. В 1994 году группа студентов института Фраунгофера (Fraunhofer) продумала и разработала очень мощный алгоритм, который был стандартизирован как ISO-MPEG Audio Layer-3. Нам он больше известен под именем MP3.

Сейчас практически невозможно представить нашу жизнь без MP3, который стал самым известным и популярным из распространенных форматов цифрового кодирования звука, а тогда он буквально взорвал рынок. Формат, который институт сделал открытым (по правде говоря, его в тот момент просто не смогли продать), обладал невероятно высоким по тем временам коэффициентом сжатия при достаточно высоком качестве звучания и сразу становился основным инструментом любого, кто имел хоть какое-то отношение к компьютерам и любил слушать музыку. На базе всего одного кодека появилась целая индустрия: МP3-сайты, МP3-плейеры, распространители музыкальных композиций, додумавшиеся до выпуска дисков, на которые легко влезала вся дискография исполнителя, и т.д.

Если же вернуться к происходящему в России, становится грустно, что крупные российские компании, местные лидеры, у которых есть и деньги, и люди, и ресурсы, и опыт, вместо того, чтобы заниматься инновациями, продолжают либо копировать старые западные решения, либо тупо покупать морально устаревшие американские технику и софт, включая базовые технологии, наносящие урон безопасности нашей страны. Иногда это делается осознанно, исходя из уже устаревшего принципа «иностранное — всегда лучше отечественного». Хотя благодаря высокой квалификации наших программистов и инженеров появляются российские программные продукты, которые превосходят иностранные аналоги.

Вот свежий пример. Не так давно крупнейший портал Рунета — mail.ru — купил для своего голосового сервиса «Агент» софт американской компании, притом что в России есть свой голосовой движок, который технически лучше, дешевле, да еще и с местной поддержкой.

Но самое главное не в этом. Установка на самом популярном коммуникационном сервисе Рунета, которым пользуются десятки миллионов наших людей, от детей до госслужащих, американского голосового программного продукта, непосредственно отвечающего за обработку и передачу информации в коммуникационном сеансе, становится прямой угрозой информационной безопасности России. В интернете полно сообщений о том, что американский голосовой софт содержит «закладки» для слежения за информационным потоком, а исходные коды программ, конечно, недоступны. От использования этого американского продукта, установленного теперь в mail.ru, не так давно через суд отказался популярный сервис интернет-телефонии Skype. И вот теперь именно этот американский софт с закладками «всплывает» в России на нашем крупнейшем коммуникационном портале. Вот уж действительно – «Агент». Так и выходит, что дела в высоких технологиях и обеспечении безопасности страны у нас пока сильно расходятся со словами президента.