Наладить громкость: как управлять инновациями | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Наладить громкость: как
управлять инновациями

Что нужно знать о внедрении инновационных решений

Автор: Грэм Кенни

Наладить громкость: как управлять инновациями

читайте также

Бизнес по совести

Макс Базерман,  Энн Тенбрансел

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Простые правила сложного бизнеса

Дональд Сулл,  Кэтлин Эйзенхардт

Почему умирают корпоративные университеты

Алена Мастерова

В ритейле, финансах и ряде других отраслей инновации переворачивают проверенные поколениями бизнес-модели вверх дном, поэтому компании должны постоянно выверять свою стратегию, чтобы оставаться конкурентоспособными. Но высшему руководству часто трудно выработать концепцию всех необходимых перестроек и тем более объяснить все нововведения своим сотрудникам. Чтобы помочь своим клиентам решить эту проблему, я разработал инструмент, использующий простое сравнение, – регулятор громкости. Для создания и пересмотра стратегии нужно регулярное перепозиционирование по ключевым компонентам конкурентоспособности – это все равно что убирать или прибавлять громкость в различных аспектах деятельности фирмы.

Удобно объяснить мою идею на примере McDonald’s. Несколько лет назад после десятилетий непрерывного роста эта сеть ресторанов быстрого питания объявила об убытках. Но затем она восстановилась — и быстро. Фирма перепозиционировала себя по четырем стратегическим факторам: продуктовая линейка, имидж, внешний вид заведений и цена. Чтобы выделить эти четыре направления, она проанализировала изменения в обществе, тенденции, направленные на здоровый образ жизни, поведение конкурентов и восстановила контакт с целевой аудиторией, ее вкусами и предпочтениями.

Сеть «увеличила громкость» в выборе продукции: расширила меню за пределы традиционных для себя блюд в сторону более полезной пищи, например, салатов и курицы на гриле, а также некоторых более замысловатых продуктов вроде латте из McCafe, фруктовых шейков и пирожных. Имидж McDonald’s переместился в глазах потребителей из ниши нездорового питания на более «полезную» позицию — и все это благодаря рекламе и информации о питательности блюд внутри заведений и на упаковке. Дизайн интерьеров ресторанов стал более современным: были изменены планировка и цветовая гамма помещений, а также проведен Wi-Fi (в большинстве заведений компании по всему миру он бесплатный) и установлены плазменные телевизионные панели. Цена на блюда оказалась единственным стратегическим фактором, который не потребовал значительной калибровки: в McDonald’s решили оставить ее низкой.

В результате репозиционирования у потребителей появился дополнительный — и более полезный — выбор продуктов, им пришелся по душе новый дизайн заведений и их имидж. Люди стали покупать больше. Правильная настройка «громкости» породила конкурентное преимущество фирмы.

Но чтобы оставаться на коне, компания должна была продолжать совершенствовать свою стратегию и адаптировать бизнес-модель. Следующим шагом стала работа с поставщиками. Чтобы наладить партнерские отношения в логистической цепочке, которые бы обеспечивали постоянное качество и безопасность продукции, McDonald’s должен был «передвинуть рычаг» в таких факторах, как долгосрочные контракты, четкое выполнение условий и своевременные платежи. Итог — выросшее качество продукции и услуг поставщиков, лучшие цены и четкое исполнение договоров. Эти позитивные изменения находились в гармонии с предыдущими пунктами, реализованными для потребителей. Затем компания улучшила организационную культуру и профессиональное развитие сотрудников. Все это создало правильные условия, в которых работники могли получать все необходимое от поставщиков и давать клиентам именно то, чего они хотят.

При «регулировании громкости» различных организационных и стратегических параметров в фирме нужно не забывать о следующих аспектах.

Обратите внимание на внешние и внутренние факторы. Гендиректор Procter & Gamble Алан Лафли несколько лет назад придал новый импульс инновациям в компании. Он заметил, что авторы наиболее важных решений проводят слишком много времени в кабинетах и недостаточно «на передовой». (Этим грешат топ-менеджеры большинства компаний.) Поэтому P&G создала модель «связи и развития», соединив компанию с внешней сетью инноваторов в разных частях мира, которая дополняла собственные возможности и решения корпорации. Это помогало руководителям не потерять связь с новыми потребительскими трендами.

Постоянно пересматривайте свою бизнес-модель. Бизнес-модель — это не просто рабочая схема вашей организации. Она включает в себя заботу обо всех заинтересованных сторонах. Найти баланс нелегко, частично из-за того, что речь идет о стрельбе по движущейся мишени, но нас снова выручит сравнение с регулированием громкости. По примеру McDonald’s: подумайте об отношениях вашей организации с каждой заинтересованной стороной: не только с потребителями, но и с поставщиками и рядовыми сотрудниками. Задумайтесь, что следует изменить для каждой стороны и как сделать так, чтобы все работало как единый механизм для достижения общей цели.

Читайте по теме: