Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем платформы отличаются от
традиционного бизнеса

Платформенный спрут опутал своими щупальцами все пространство современной экономики.

Авторы: Дэвид Эванс , Ричард Шмалензи

Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса

читайте также

Ключевые идеи 2021 года: читайте в новом номере renchen.ru

Как увеличить продуктивность на фоне глобального старения рабочей силы

Джаана Ремес,  Джеймс Маника,  Ричард Доббс

Критиковать меньше, делать больше

Стивен Берглас

Как заработать на неудачах

Джулиан Биркиншоу,  Мартин Хаас

Одна из старейших бизнес-моделей — находить новые технологии и с их помощью подрывать традиционные предприятия, внедрять инновации и создавать новые источники богатств. Герои нашей последней книги — посредники, которые соединяют различные группы своих клиентов (например, водителей и пассажиров, как в случае с Uber) и помогают им договариваться друг с другом. Платформы, которыми они управляют, предлагают участникам простой и эффективный способ взаимодействия и ведения дел.

В отличие от традиционных бизнес-моделей, посредникам не нужно закупать сырье, производить продукцию, а затем ее распространять. Вместо этого они привлекают к своим платформам участников, а затем сводят их с другими. Можно сказать, что эти люди — это и есть «сырье», из которого они производят свои посреднические услуги.

Современная экономика во многом носит посреднический характер. Мало кто до конца осознает, насколько глубоко это явление проникло в нашу жизнь.

Три из пяти крупнейших мировых компаний — Apple, Google и Microsoft — зарабатывают значительную долю своей прибыли, соединяя самых разных игроков. Например, в случае Apple это разработчики приложений и пользователи. Подобным же образом обстоит дело и с семью самыми ценными «единорогами» — стартапами, стоимостью более $1 млрд., такими как Uber, Airbnb и Flipkart. Не отстают от них и многие другие компании, прошедшие IPO за последние десять лет. Среди них и Visa, соединяющая держателей кредитных карт и продавцов, и Facebook*, котрая помогает найти друзей, рекламодателей и разработчиков.

И дело не ограничивается лишь этими гигантскими корпорациями. Westfield Malls владеет торговыми центрами, которые помогают магазинам и простым покупателям взаимодействовать друг с другом. Этот же принцип используют и многочисленные СМИ, охотящиеся за количеством просмотров, чтобы продать их рекламодателям.

Читайте материал по теме: Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход в регулировании

На самом деле, если задуматься, то и вы, скорее всего, несколько раз в день сталкиваетесь с многочисленными посредниками. К ним относится и операционная система вашего телефона, и электронная биржа, и сайт знакомств.

Фирмы, которые сводят работников с простыми потребителями (пожалуй, самое модное сейчас направление бизнеса), также являются посредниками. Такие компании связывают, например, сиделок и семьи, нуждающиеся в их помощи. Экономика совместного потребления предлагает неиспользуемые мощности (например, те же автомобили) людям, которые хотят их арендовать.

Все посредники играют по схожим правилам, которые, впрочем, заметно отличаются от принципов работы традиционных предприятий.

В чем же заключается главная проблема, стоящая перед такого рода компаниями? Дело в том, что им чрезвычайно сложно набрать критическую массу пользователей той или иной группы игроков, если их платформа не в состоянии обеспечить незамедлительный доступ этих агентов к другим группам пользователей.

Так, в начале своей деятельности OpenTable испытывала трудности с привлечением ресторанов в свою сеть, поскольку на платформе было слишком мало потенциальных клиентов, а те, в свою очередь, не спешили присоединиться к OpenTable в связи с ограниченным выбором заведений. Для того чтобы набрать достаточное количество ресторанов и клиентов, компании потребовалось ни много ни мало шесть лет и десятки миллионов долларов инвестиций. А речь идет всего-то о двух городах — Сан-Франциско и Чикаго. Увы, большинство платформ не могут похвастаться инвесторами, обладающими столь ангельским терпением, поэтому они просто-напросто лопаются после нескольких неудачных попыток достичь необходимой им критической массы. Таковой была судьба сотен бирж в сегменте B2B, приказавших долго жить в начале двухтысячных.

Многие успешные посредники позволяют себе нарушать правила ценообразования, известные даже экономистам-первокурсникам. Они продают свои услуги одной из групп пользователей дешевле их реальной себестоимости, а то и вовсе предлагают их бесплатно или даже дополнительно дарят своим клиентам подарки. Индексирование, которое осуществляет Google, — функция бесценная для веб-сайтов, тем не менее поисковый гигант не просит за эту услугу ни цента. Впрочем, и физические платформы часто придерживаются той же стратегии. Например, торговые центры не берут денег с посетителей и иногда предлагают им бесплатные развлечения.

Читайте материал по теме: Интернет-платформы — новая модель самоорганизации людей

У самых передовых платформ есть то, чем не может похвастаться ни одна традиционная компания, а именно — сложная система правил, требований и наказаний, призванных поддерживать порядок в рядах своих пользователей. Так, в 2009 году пятая часть сотрудников Facebook* исполняла роль своеобразных полицейских, патрулируя сайт на предмет различных «шалостей» (подозреваем, что с тех пор доля подобного рода «дружинников» снизилась и, как следствие, проблемы усугубились). Существует также «тюрьма Google» (как называют ее те, кому доводилось мотать в ней срок), куда попадают сайты, уличенные в попытках манипулировать результатами поискового алгоритма. Впрочем, у Apple в этом плане все еще строже — корпорация выносит смертные приговоры не только нарушителям ее многочисленных правил, но даже тем приложениям, которые ей просто пришлись не по душе.

И этот платформенный спрут опутал своими щупальцами все пространство современной экономики. Платформа на платформе сидит и платформой погоняет! Например, Android предназначен для рядовых пользователей, разработчиков и изготовителей смартфонов. Платформа Uber, соединяющая водителей и пассажиров, построена на базе Android (а заодно и iPhone). А теперь, кроме этого, Uber хочет запустить еще одну платформу, чтобы свести водителей, рестораны и клиентов, желающих заказывать блюда в этих заведениях на вынос.

Платформенный бизнес едва ли можно назвать новым явлением. В этом году Visa отмечает свой пятидесятилетний юбилей, Лондонская биржа существует более двухсот лет, а Гранд базар в Стамбуле — более пятисот. Но сегодня подобные проекты стали гораздо более масштабными благодаря облачным сервисам, микропроцессорам, широкополосному интернету, продвинутому ПО и прочим самым разнообразным современным технологиям. Например, компании, подобные Uber, не могли бы существовать без мобильной связи, программных платформ и интернета.

Эти новые масштабные платформы вкупе с другими такими же проектами завоевывают мир, одерживая верх не только над традиционными предприятиями, но и над платформами старого поколения. Ни одна компания не защищена от угрозы, находясь на пути этой всепоглощающей волны бизнес-креатива.

M-PESA, кенийская платформа электронной валюты, превзошла по популярности традиционные банки и кредитные карты. Около 90% взрослого населения пользуются ей для денежных переводов, а многие люди также хранят в ней свои сбережения, берут кредиты и пользуются другими услугами.

Airbnb, возникшая, казалось бы, внезапно из ниоткуда, бросает вызов традиционному гостиничному бизнесу. Сегодня эта платформа предлагает 1,5 млн жилых помещений, что превышает гостиничный фонд сети Marriott.

Когда-то считавшаяся непотопляемой платформой, Microsoft Windows находится в упадке. За последний год продажи ПК снизились на 10%, что отражает резкий переход на мобильные сервисы Apple iOS и Google Android.

Будь вы инвестором, предпринимателем, сотрудником традиционной компании или платформы, вам необходимо понять, что для вас означает эта старейшая бизнес-модель на новом мощном витке своего развития.

Мы же надеемся, что сильные посредники вызовут к жизни ураган креативной энергии, который пронесется по экономике и принесет огромную пользу обществу. Впрочем, наш энтузиазм слегка сдерживает то, что большинство попыток воспользоваться этой бизнес-моделью заканчиваются неудачей, несмотря на миллиарды вложенных денег. Сколько стартапов вдохновляются примером Uber, но лишь малой их части суждено произвести революцию в своей отрасли. Прочих же (как в случае c сервисом такси для детей Shuddle) ждет смерть и забвение.

Эта статья написана по материалам книги «Matchmakers: The New Economics of Multisided Platforms».

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена