4 типа мегаполисов: как подготовить их к будущему | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 типа мегаполисов: как подготовить их
к будущему

Перспективы инноваций в области урбанистики будоражат наше воображение.

Автор: Джон Макомбер

4 типа мегаполисов: как подготовить их к будущему

читайте также

Когда ваш образ в глазах коллег устарел

Дарси Эйкенберг,  Сара Манн

Изнанка перекрестных продаж

Кумар В.,  Шах Дениш

10 ошибок, которые разрушат статусные переговоры

Александр Куличков

Как сделать блестящую презентацию

Перспективы инноваций в области урбанистики будоражат наше воображение. Но попытки представить, как будет выглядеть некий умный город в некоем далеком и светлом будущем, остаются не более чем утопическими фантазиями. Суровая правда жизни заключается в том, что все мегаполисы — разные, и даже самый инновационный подход никогда не станет универсальным. То, что придется по вкусу интеллектуалам в Копенгагене и Амстердаме, едва ли пойдет на пользу миллионам рабочих Джакарты и Лагоса. Чтобы добиться реальных перемен, игрокам частного и государственного секторов нужно привести свои проекты в соответствие со спецификой каждого конкретного города. Хорошей отправной точкой для этого может послужить разделение всех городов на четыре сегмента двумя разграничительными линиями: исторические и новые города и развитые и развивающиеся экономики. Возможности для инноваций будут кардинально отличаться от сегмента к сегменту.

Сегмент 1: Развитая экономика, исторический город

Примеры: Лондон, Детройт, Токио, Сингапур

Особенности: Любые вмешательства в жизнь исторического города обязательно приведут к демонтажу того, что уже было на этом месте, будь то дорога, здание, укоренившийся бизнес по предоставлению услуг или даже регулирующий орган. Медленный демографический рост в развитых экономиках создает условия игры с нулевой суммой (отчасти именно это стало причиной столь жаркого противостояния между компаниями вроде Uber и Lyft). В этих городах живут представители различных элит и социальных групп, и это создает благоприятную почву для появления решений, помогающих людям тратить избыточные средства. Примерами подобных инноваций являются Yelp, Zillow и Trip Advisor.

Читайте материал по теме: 6 самых распространенных ошибок в области инноваций

Что делать городским властям: Главы городов должны стремиться к созданию такой среды, где бизнес может придумывать решения, которые направлены на улучшение качества жизни и при этом не требуют дополнительных государственных расходов. Airbnb — типичный пример такого выгодного всем начинания: владельцы жилья получают доход, сдавая свою недвижимость, а клиенты — более широкие возможности выбора и снижение затрат на проживание в туристических поездках. Подобным же образом городским чиновникам следует стимулировать предприятия, которые напрямую создают рабочие места (Lyft и Uber) или же косвенно способствуют распространению занятости (Angie’s List и Handy).

Что делать бизнесу: Жители исторических городов с развитой экономикой, как правило, имеют лишние свободные средства. Следовательно, компаниям необходимо сконцентрироваться на создании узконаправленных решений, охватывающих определенные слои и сегменты общества. Эти инициативы могут преимущественно относиться к сфере развлечений, образования или социальных сетей и учитывать местную специфику. Примеры такого подхода: OpenTable (услуги бронирования столиков в ресторанах), Motivate (оператор сервисов совместного пользования велосипедами, таких как CitiBike и Bay Area Bikeshare) и Luxe (интернет-сервис парковки автомобилей).

Сегмент 2: Развивающаяся экономика, исторический город

Примеры: Мумбаи, Сан-Паулу, Джакарта

Особенности: В этих мегаполисах-гигантах большая часть физических и институциональных структур уже сформирована, однако, учитывая высокие темпы роста населения и серьезные проблемы перенаселенности, они предоставляют неплохие возможности для улучшения эффективности и благоустройства, и есть люди, готовые платить за эти преимущества.

Что делать городским властям: Руководству таких мегаполисов необходимо снять законодательные ограничения и позволить частным инвесторам вкладывать средства в улучшение имеющейся инфраструктуры, чтобы эффективнее использовать то, что уже есть. Также им следует стимулировать получение дохода с подобных инвестиций (помимо традиционной платы за пользование). Пример подобного подхода — крупные государственные субсидии на строительство железной дороги MTR из международного аэропорта в центр Гонконга, а также субсидирование частных городских сервисов водоснабжения и канализации в Алжире и многих других городах.

Что делать бизнесу: Сосредоточьтесь на создании частно-государственных партнерств. Уникальные привлекательные инициативы, которые позволяют повысить полезность существующей инфраструктуры — например, оптимизация маршрутов движения, услуги совместного пользования велосипедами или более эффективный сервис забора мусора, — могут сами себя успешно финансировать в тех случаях, когда субсидии недоступны. Примеры: Waze, Turo (бывшая RelayRides) и WasteZero. Творческий подход к финансированию в сочетании с разумным использованием сенсорных технологий и больших данных могут запустить проекты, способствующие построению устойчивой городской среды.

Сегмент 3: Развивающаяся экономика, новый город

Примеры: Пху Май Хунг, Хошимин, Вьетнам; городской округ Сучжоу, Китай; Астана, Казахстан; Сингапур (исторический пример)

Особенности: Эти города, как правило, отличаются высокими темпами роста — как населения, так и его доходов. Подобные демографические и экономические тенденции помогают повысить прибыльность инвестиций. Городское пространство не столь плотно занято уже существующими и устоявшимися физическими и социальными структурами, поэтому новые предложения и проекты встречают гораздо меньшее сопротивление. Инвестиции в базовые услуги окупаются моментально, поскольку быстрые темпы заселения города гарантируют получение прибыли от многочисленных новых пользователей этих сервисов. Наконец, этим городам дан неоценимый шанс — сразу выстроить правильную инфраструктуру: дороги, мосты, водоснабжение и энергосети, которые определят экономическую конкурентоспособность и качество жизни на десятилетия вперед. Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Если этот шанс будет упущен, новые городские агломерации станут хаотично расползаться в разные стороны и впоследствии будет не так нелегко обеспечить образовавшиеся поселения электроэнергией, дорогами и водопроводом.

Читайте материал по теме: Как математика может помочь девелоперам и урбанистам

Что делать городским властям: В первую очередь нужно сосредоточиться на строительстве физической инфраструктуры, которая сможет поддерживать городские учреждения, такие как школы, больницы и парки. Этого также можно добиться при помощи частно-государственных партнерств. Кроме того, городскому руководству следует всячески содействовать развитию коммерческих платформ, которые помогут сформировать в городе полный набор современных услуг, включая доступ в интернет, банковское обслуживание и страховые агентства.

Что делать бизнесу: В подобных городах еще не настало время думать об оптимизации существующей инфраструктуры или об изобретении новых развлечений — чтобы состоятельные люди могли потратить на них свои свободные средства. Бизнесу нужно сосредоточиться на тех задачах и сервисах, которые заполнят институциональный вакуум, начиная от нестабильного снабжения электричеством и заканчивая медленным выполнением контрактов. Например, Alibaba Escrow — одно из подразделений китайского гиганта электронной торговли Alibaba — выступает гарантом сделок B2B, удерживая деньги покупателя до получения им своего заказа, и только затем направляет причитающуюся продавцу сумму. Данный сервис облегчает взаимодействие двух доверенных сторон в ситуации, когда некоторые институты и нормы (такие как суды и контракты) пока еще не вполне соответствуют западным стандартам.

Сегмент 4: Развитая экономика, новый город

Примеры и особенности: Такого рода города — большая редкость. В настоящий момент почти все самопровозглашенные «новые города» в развитых странах представляют собой крупные комплексные инновационные микрорайоны внутри или неподалеку от старых городов. Примерами подобных инициатив являются Новый Сонгдо в Южной Корее, Масдар в Абу-Даби и гамбургский Хафенсити в Германии.

Что делать городским властям: Эти сателлиты мегаполисов соревнуются за рабочие места и привлекают талантливых специалистов креативного класса. Городским властям следует сосредоточиться на объектах материальной инфраструктуры, которая уменьшит затраты компаний, и на нематериальной инфраструктуре, которая позволит городу занять высокие позиции по качеству жизни и привлечет представителей креативной экономики. К числу таких притягательных факторов относятся: простота передвижения в черте города, чистые воздух и вода, парковочные зоны и поддержка искусств и отдыха.

Что делать бизнесу: Объединяйте усилия с городскими властями в создании сервисов, необходимых профессионалам интеллектуальной сферы, и участвуйте в формировании бренда нового города. Например, Cisco установила свои технологии телеприсутствия (высококачественная видеосвязь в режиме реального времени) в нескольких городских проектах (среди которых южнокорейский Новый Сонгдо и индийский Лаваса), чтобы одновременно улучшить предоставление городских услуг и привлечь новых клиентов.

Все города отличаются друг от друга. Различны и подходящие им решения.

Текущий повышенный интерес к умным городам вызван различными действующими силами, начиная от политиков и ученых и заканчивая энтузиазмом поставщиков различных услуг. Представителей элит могут заворожить технологии и инновации, подстегивающие туризм, но это лишь часть общей картины. Большинству городов не по карману подобная интеллектуальность, многие из них не могут наскрести денег даже на базовую инфраструктуру, поэтому во многих случаях инновации должны быть также возложены на плечи частного капитала с основным прицелом на инициативы, предполагающие самофинансирование. Транснациональным корпорациям, специализирующимся на городских инновациях, было бы полезно принять во внимание различные ситуации и подходы во всех четырех сегментах и научиться подбирать подходящие решения и финансирование для каждого конкретного случая.