Инновационные коворкинги Италии эпохи Ренессанса | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновационные коворкинги Италии
эпохи Ренессанса

Какие уроки эпохи Возрождения могут извлечь те, кто сегодня желает построить рабочее пространство, ориентированное на создание инновации?

Автор: Пьеро Формика

Инновационные коворкинги Италии эпохи Ренессанса

читайте также

«Познание начинается с удивления»

Юлия Фуколова

Как Thomson Reuters создает инновационную среду

Рон Ашкеназ

Штурмовик или визионер: какой руководитель нужен компании

Вадим Махов

Раздайте людям доли ВВП

Шиллер Роберт

Коворкинги продолжают завоевывать популярность, начиная от лондонского «Campus» Google и заканчивая NextSpace в Калифорнии. Эти офисные пространства для совместной работы принято считать новой концепцией организации офисного пространства, которой чуть более десятка лет. Мне же они напомнили об одной очень старой идее — флорентийских мастерских периода Возрождения, где опытные мастера передавали знания своим ученикам, где вызревали таланты и зарождались новые подходы. Именно в этой среде, в атмосфере сотрудничества и соперничества представителей разных поколений, появлялись действительно новые формы.

В эпоху Ренессанса знания стали основой созидательной деятельности, а художественные и ремесленные мастерские Флоренции были, пожалуй, ее самым важным очагом. Здесь под одной крышей встречались и вместе трудились как живописцы и скульпторы, так и архитекторы, математики, инженеры, анатомы и другие ученые, а состоятельные купцы выступали их меценатами. Все эти люди участвовали в создании сплоченных сообществ, в которых вырабатывались не только эстетические и художественные, но также социальные и экономические ценности. В результате на свет появился особый тип предпринимательской культуры с новыми революционными принципами работы, методами разработки и производства продуктов и услуг, а в конечном счете и своим уникальным мировоззрением.

Флорентийские мастерские представляли собой сообщества, объединенные вокруг инноваций и творчества, где мечты и увлечения воплощались в реальные проекты. Ученики и простые работники, ремесленники и инженеры, подающие надежду подмастерья и приглашенные художники оказывали воздействие друг на друга, оставаясь при этом независимыми. В центре таких мастерских находилась фигура Мастера — маститого художника, который подчас в свободной форме направлял разнообразные усилия своих подопечных. И хотя Мастер, безусловно, открывал новые таланты, помогал налаживать связи и учил молодых художников, тем не менее род своих занятий они выбирали сами.

Например, Андреа дель Верроккьо (1435—1488) был знаменитым скульптором, живописцем и ювелиром, однако его ученики не были ограничены профессиональными предпочтениями своего наставника. Молодые художники были вольны заниматься инженерным делом, архитектурой, различными ремеслами или науками. Мастерская Верроккьо породила художников нового поколения — гениальных эклектиков, таких как Леонардо да Винчи (1452—1519), Сандро Боттичелли (1445—1510), Пьетро Перуджино (ок. 1450—1523) и Доменико Гирландайо (1449—1494).

Читайте материал по теме: Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена

Какие уроки эпохи Возрождения могут извлечь те, кто сегодня желает построить рабочее пространство, ориентированное на создание инновации и сотрудничество, будь то офис в традиционной организации, коворкинг, бизнес-инкубатор или фаблаб (от англ. fabrication laboratory)? Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует поближе рассмотреть три качества, которые лежали в основе флорентийских мастерских: стремление воплотить идеи в жизнь, содействие общению и сближение науки и искусства.

Воплощение идей в жизнь. Мастерские эпохи Возрождения были не просто благодатным источником новых идей, прежде всего они способствовали их претворению в жизнь. Следуя примеру прошлого, современные рабочие пространства также необходимо оснастить всем необходимым — чтобы люди могли превращать свои мысли, концепции и планы в готовые проекты и продукты. Придумать нечто новое — задача сама по себе непростая, однако еще сложнее придумать, как это новое применить и превратить в прибыль.

Содействие диалогу. Неаполитанский экономист XVIII века Фердинандо Галиани утверждал, что рынок — это разговор. Важнейшую роль в инновациях играет качество связей, то есть соединение умов людей и организаций, обладающих различными умениями и возможностями.

В художественных мастерских Флоренции специалисты постоянно общались друг с другом, стремясь достигнуть взаимопонимания. В сосуществовании и столкновении разнообразных талантов рождалась живая творческая атмосфера, в которой диалог позволял конфликтам развиваться в конструктивном направлении. Полемика и противопоставление различных точек зрения помогали снять когнитивные барьеры, снизить количество ошибок и заставляли художников ставить под сомнение те вещи, которые считались непреложной истиной их предшественниками.

Читайте материал по теме: Все, что мы знаем о торговых платформах, пришло к нам из средневековой Франции

Мы и сейчас нередко осознаем необходимость в подобных просветительских дискуссиях и спорах, но в наших организациях для них почему-то не находится места. То ли причина в том, что мы слишком боимся конфликта, то ли в том, что мы слишком заняты, чтобы пытаться понять друг друга. Тем не менее мастерские Ренессанса убедительно свидетельствуют о важности столкновения противоположных идей и противоречащих друг другу мнений.

Сближение науки и искусства. Несмотря на то что мастерские эпохи Возрождения прославились в первую очередь своими художественными достижениями, на самом деле в них процветали подчас диаметрально противоположные направления деятельности и мысли. В результате в них культивировался целостный подход к творчеству, в отличие от современных компаний, где люди разных специальностей, как правило, разделены на профессиональные группы, которые огорожены друг от друга различными барьерами.

Например, во времена Ренессанса природа рассматривалась одновременно с точки зрения науки и искусства, как на знаменитом рисунке «Витрувианский человек» да Винчи. Самые интересные из современных бизнес-проектов также часто возникают на стыке технологий и эстетики. Сближение этих дисциплин содействует взаимному познанию и подталкивает к экспериментам, что в свою очередь создает новые возможности для бизнеса.

Если вы пытаетесь организовать коворкинг или же просто хотите создать благоприятные условия для творчества и сотрудничества в своей компании, подумайте над тем, как вам могут помочь некоторые уроки мастерских эпохи Возрождения.