Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход в регулировании | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход
в регулировании

Онлайн-платформы — лишь «старое вино в новой бутылке».

Авторы: Роберт Хейзлхерст , Алан Льюис

Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход в регулировании

читайте также

Средний бизнес не может позволить себе необдуманный риск

Роберт Шер

Как заработать миллиард на идеях сотрудников

Агнес Риттер

Что стоит за широким жестом Tesla Motors

Каран Гиротра,  Сергей Нетесин

Видео: как менеджеры Apple управляют инновациями

Многие онлайн-сервисы, такие как Uber или Airbnb, до сих пор наслаждаются свободой. От административного вмешательства. Например, владельцу вашей Airbnb-квартиры не нужно беспокоиться о противопожарной безопасности. Точно так же только вам решать, насколько удобно и безопасно такси, которое вы вызвали (и здесь вы полагаетесь на отзывы других пользователей, размещенных в приложении).

В Силиконовой долине все большую популярность набирает подход невмешательства в работу таких сервисов. Считается, что онлайн-платформы формируют новые рынки, к которым регулирующие органы не знают даже как подступиться, ведь устанавливать те же требования, что и к обычным компаниям, не представляется возможным. Тем не менее мы убеждены, что онлайн-сервисы не меняют индустрию изнутри, меняется лишь форма, но не суть. Онлайн-платформы — лишь «старое вино в новой бутылке». С традиционной бизнес-моделью у них гораздо больше общих черт, чем различий, — значит и регулироваться они должны сходным образом.

В первую очередь следует определиться с тем, что представляет собой новый рынок как таковой. На наш взгляд, это торговая площадка, где продукты и услуги находят своих покупателей — в рамках сделок, которые ранее не заключались в таком виде. Яркий исторический пример —появление сотовых телефонов. Это был принципиально новый рынок, поскольку до тех пор пользователи не могли общаться по телефону друг с другом иначе, чем с помощью проводных наземных линий. На возникновение нового рынка мобильной связи разные страны отреагировали по-своему. В Великобритании мобильники и тарифные контракты продавались по отдельности, обеспечивая тем самым рост нового рынка розничных продаж мобильных телефонов и поощряя конкуренцию среди их производителей. В США же, напротив, регулирующие органы разрешили продавать мобильные телефоны и тарифные планы только в пакете. В результате рынок сотовой связи на долгие годы оказался захвачен компаниями-операторами — о конкуренции между производителями различных моделей пришлось позабыть (пока не появился один известный всем смартфон).

Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации

Да, сегодняшние онлайн-платформы воздействуют на спрос, упрощая доступ к товарам и услугам и снижая цены. Но они не создают новых рынков — они работают на уже существующих. Действительно, онлайн-сервисы задействуют нестандартные средства (например, тот же краудсорсинг) для удовлетворения потребностей клиентов, но ведь в тех же самых индустриях уже давно применяются похожие инструменты. Производителей беспокоит не просто новизна, которую несут за собой онлайн-платформы, а подрыв существующих способов в реализации товаров и предоставлении услуг.

Например, несколько лет назад во многих крупных компаниях гостиничного сектора перешли к «облегченной» модели ведения бизнеса. Иными словами, хотельеры продали свои активы частным инвестиционным фондам, которые стали делать акцент на продвижении бренда, маркетинге и повышении уровня продаж. Иногда прежние владельцы сохраняли за собой обязанности по управлению отелями и покупали новые для включения их в гостиничную сеть. Если подумать о таких компаниях в предлагаемом ключе, окажется, что они мало чем отличаются от формата работы и предоставления услуг Airbnb, который по сути предоставляет платформу для связи клиентов с владельцами недвижимости, точно так же, как это делают Marriott и Hilton.

С одной стороны, частичный отказ от посредника может способствовать появлению нового рынка. С другой — примеры создания платформ без посредников встречались в экономике и раньше — и известны уже достаточно давно. Например, ресторанные сети продвигают франчайзинг как модель ведения бизнеса, но по-прежнему самостоятельно развивают бренд, определяют меню и забирают процент от выручки — все это без привлечения дорогостоящих консультантов или серьезных капиталовложений. Аутсорсинг получил распространение в самых разных секторах экономики, предоставляя доступ к более дешевой и мобильной рабочей силе. Задействуются приложения, которые позволяют заказчикам серьезно экономить (причем, в течение десятилетий!). Даже в индустрии перевозок, первопроходца в сфере «подрывных» интернет-платформ, компании уже очень давно разделяют само право вождения (водительскую лицензию) и собственно извоз.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Итак, бизнес-сферы, использующие онлайн-платформы, не так уж сильно отличаются друг от друга, потому что они не служат формированию действительно нового рынка. Так почему же они должны регулироваться по-разному или не регулироваться вовсе? Установление требований к индустрии служит множеству разных целей — поддержанию здоровой конкуренции, защите прав потребителей, безопасности сотрудников в конце концов. Сведя воедино все эти цели, было бы логично начать разработку регулятивной базы. Структуры, основанные на онлайн-платформах, подобных Uber или Lyft, привлекают как клиентов, так и водителей, предоставляя им возможность предлагать выгодные цены потребителям и нормальные условия труда шоферам. Именно поэтому действительно важно принимать во внимание мнение этих сторон при создании новой модели регулирования. Там, где бизнесы, основанные на онлайн-платформах, сталкиваются с нормативными запретами, мы должны задаться вопросом, насколько они справедливы и как служат идее защиты прав потребителей и честной конкуренции. На наш взгляд, совершенно необходимо разработать систему правил, которая бы регулировала деятельность существующих и возникающих бизнес-структур на равных условиях и которая опять-таки в равной степени учитывала бы права и интересы потребителей и работников.