5 проблем российских инноваций, или Почему все идет не так | Большие Идеи

? Управление инновациями

5 проблем российских инноваций, или Почему все идет
не так

Стив Джобс утверждал, что во время создания первого Mac IBM тратила на проведение исследований почти в 100 раз больше, чем Apple, «но дело не в деньгах, а в людях».

Автор: Марина Корсакова

5 проблем российских инноваций, или Почему все идет не так

читайте также

Устройте себе адскую недельку

Ирина Гусинская

Стратегия точечных продаж

Юлия Фуколова

Будьте проще, и клиенты к вам потянутся

Марина Иванющенкова

Шесть причин, из-за которых ваша стратегия не работает

Майкл Бир

Инновационные проекты — «зона повышенной опасности» во всем мире: минимальная прозрачность, финансовые риски, высокий уровень стресса среди реализующих эти проекты. Именно поэтому вопросами эффективного инновационного менеджмента заняты лидеры крупнейших корпораций, консалтинговые компании «Большой четверки» и лучшие бизнес-школы.

Из общего массива «международных» проблем, свойственных инновационному развитию в целом, можно выделить 5 факторов, наиболее характерных для российских проектов, направленных как на создание новых продуктов, так и на процессные инновации.

ПЕРВЫЙ проблемный фактор: слабый базис

Представьте себе школьника, который изучает английский язык. В первом классе он не смог нормально выучить латинский алфавит, представили? Оказавшись во втором классе, он не может читать написанные на нем слова. В пятом, не умея правильно прочесть слова, с трудом осваивает неправильные глаголы. И когда к восьмому классу дело доходит до Subjunctive Mood, отстает окончательно. Проблема при этом состоит не в сложности сослагательного наклонения как такового, а в объеме накопленного незнания.

Так же происходит и в компании, когда на плохо организованную операционную деятельность наслаивается слабая мотивация персонала, большая текучесть, отсутствие механизмов накопления и распространения знаний. Заниматься в такой ситуации инновациями — все равно, что обсуждать модели смартфонов с вождем племени мумба-юмба. Выходит, что проблемы российских инноваций зачастую не имеют никакого отношения к инновациям, а представляют собой не более чем проблемы дурной организации и недостаточной обеспеченности задач ресурсами. Сама по себе отладка бизнес-процессов будет инновацией, как если бы племя мумба-юмба научилось вести календарь, — все ново в свое время и в своем месте.

ВТОРОЙ проблемный фактор: короткий «жизненный цикл» топ-менеджеров

Довольно часто российские руководители занимают свои позиции в течение года-двух, хотя ответственны не за решение локальных проблем, а за системные изменения. И за осуществление множества инновационных проектов, образующих целостные портфели или программы, начинающихся со смелой идеи, но ею не исчерпывающихся, требующих упорной реализации и последовательной монетизации.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Сложнее всего будут первые стадии — стадии рискованных инвестиций, нестабильных отношений со стейкхолдерами. «Возможно, через год борьбы и стресса мне придется уйти, а будущие успехи присвоит мой последователь» — так рассуждают руководители, принимая — а чаще не принимая — решение о запуске инновационного проекта, хотя для дела полезнее негативный, качественно осмысленный опыт, чем отсутствие ошибок вследствие отсутствия попыток.

Все же топ-менеджеры имеют сильные амбиции в области инноваций именно в начале своей работы, позже корпоративная инерция превращает пионера в конформиста, а следующий взрыв его «инновационного темперамента» придется на начало нового карьерного витка.

ТРЕТИЙ проблемный фактор: неравномерное качество менеджерских команд

Что такое сильная команда? Это коллектив, все члены которого мыслят быстро и системно, способны к верным умозаключениям в условиях дефицита информации, являются глубокими экспертами в своей отрасли. Команда с сильной групповой интеграцией, то есть имеющая общие ценности и цели, и с управляемой групповой дифференциацией, то есть способная использовать уникальный опыт каждого. Команда, все члены которой в равной степени обладают психологической выносливостью, ведь, как утверждал Шумпетер, «инновации — достижение не интеллекта, а воли».

Читайте материал по теме: 6 самых распространенных ошибок в области инноваций

Бьюсь об заклад, вы читаете эти строки с грустью, светлой или, возможно, ностальгической, вызванной воспоминанием о блестящей команде, частью которой вы были однажды. Возможно, вам повезло, и вы работаете в таком коллективе и сейчас. И все же «ровные» команды, скорее, исключение, чем правило. А цепь всегда слаба настолько, насколько слабым оказывается ее самое слабое звено.

ЧЕТВЕРТЫЙ проблемный фактор: доминантный HR-менеджмент

Стив Джобс утверждал, что во время создания первого Mac IBM тратила на проведение исследований почти в 100 раз больше, чем Apple, «но дело не в деньгах, а в людях». Российское управление персоналом достаточно часто сводится к внедрению жесткого распорядка и усердному — часто нереалистичному — нормированию.

Читайте материал по теме: Обратные инновации

Безусловно, крайности есть зло, и если механический контроль — пасть Сциллы, то отсутствие исполнительской дисциплины — водоворот Харибды. Но инновационное развитие — это зона творчества, эвристического поиска, общения и доверия, и HR-стратегия должна быть соответствующей. Управление персоналом в компаниях, стремящихся к развитию, должно быть направлено на становление «инновационно выгодного» мышления и поведения; построение многоуровневой системы управления талантами; создание разнообразных офлайновых и онлайновых пространств для коммуникации экспертов; внедрение прозрачных, но гибких моделей эффективного управления рабочим временем.

ПЯТЫЙ проблемный фактор: слабые презентационные/психологические навыки российских топов

Инновационную идею недостаточно один раз «продать» стейкхолдерам — придется ежедневно «продавать» проект команде, поддерживая ее готовность к интенсивной работе в условиях неопределенности, высокую мотивацию и веру в себя. В этом не помогут инструменты «менеджмента власти»: штатные расписания, приказы, регламенты и распоряжения — предметы в высшей степени полезные и даже необходимые, но для эмоционального вовлечения, увы, недостаточные.

В должностную инструкцию менеджера по инновациям следовало бы внести такой важный пункт, как умение воодушевлять. Умение быть убедительным и харизматичным, использовать факты наряду с метафорами, приводить примеры и рассказывать истории, то есть включать эмоциональный интеллект своей команды, плюс умение давать эффективную обратную связь. Ведь инновационные проекты — это флибустьерские флаги на бригантине, поднятые яростными и непокорными, а, значит, топ-менеджеру нужно увлечь команду «солеными брызгами предстоящего приключения».

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена