читайте также
Один из главных посулов интернета вещей (IoT) — все будет связано со всем. Эти «общительные вещи» — сенсоры, потребительские устройства, домашние автоматические приборы и даже подключенные друг к другу транспортные средства. Рамки, в которых налаживается, контролируется и осуществляется связь, то, каким образом эти вещи позволяют друг другу подключаться, и есть тот главный вопрос, который они задают нам, людям. Управление этой дозволенной связью, вопрос, кто получит доступ к данным на вашем устройстве, при каких условиях эти данные могут быть считаны и использованы другими людьми — одна из основных проблем для потребителей и компаний.
Данные со всех этих гаджетов представляют ценность не только для организаций, которые их создают, но и для компаний и людей в других отраслях. Например, ваш термостат сможет общаться с барометром соседа, и вместе они решат, какую нужно установить температуру, а затем, когда навигатор GPS на вашем мобильном телефоне сообщит, что хозяин возвращается домой, термостат включит отопление.
Именно возможность подключения всех ко всем и перекрестные связи отличают интернет вещей от прежних систем удаленного мониторинга и от систем М2М, в которых одна и та же компания создавала данные, владела ими и их использовала. В интернете вещей связи не предопределены заранее, устройства и приборы сами будут структурировать свое общение автоматически и по ситуации. Но возникает куча вопросов и даже тревог по поводу приватности, взаимодействия и права на доступ к этой информации.
Во-первых, как эти вещи будут автоматически друг друга находить? Во всемирной паутине способность быстро и легко быть найденным стала ключом к успеху, но для интернета вещей, где многие частные устройства вовсе не хотят быть обнаруженными, действуют другие правила. Например, если у вас установлен кардиомонитор, то нужно, чтобы информацию с него получал врач, но разве вы захотите делиться ею с незнакомой вам компанией? Станет известно, что у вас есть кардиомонитор, датчик давления или аппарат диализа — и посыплется таргетированная реклама, которую вы отнюдь не хотите видеть. Нужно, чтобы гаджеты решали, кому, как и когда они открываются.
Читайте материал по теме: Дом, в котором работает интернет вещей
Когда же они друг друга найдут, как они заговорят друг с другом? Отсюда вопрос о взаимодействии, то есть об общем языке. Даже люди не сумели выработать общий язык для обмена информацией. Даже когда мы говорим формально на одном языке, мир мы описываем по-разному. Одни измеряют температуру по Цельсию, другие по Фаренгейту. То же самое и с вещами: они используются в самых разных контекстах. Единый протокол и формат обмена данными или какие-то другие стандарты ограничили бы свободу изобретателей, то есть оказались бы непродуктивными.
Что происходит, когда данные с одного прибора используются другим в принципиально ином контексте? Представьте себе, как термостат принимает решение, основываясь на показателях ближайшего термосенсора, а тот измеряет не температуру воздуха в помещении, а температуру ребенка, играющего поблизости. Создатели сенсоров не могут предусмотреть все ситуации, в какие попадут их приборы. Так как же могут владельцы уточнить или ограничить применение данных?
Самое главное: как нам контролировать доступ других приборов к данным, которые производят наши устройства? Уровень приватности у каждого человека разный. Кто-то согласен с тем, чтобы поставщик электричества в реальном времени наблюдал за его расходами, раз за это полагаются бонусы и привилегии, а другой человек не желает оглашать подобную информацию, ведь данные по расходу электричества в реальном времени выдают личную информацию и шаблоны поведения, в том числе, когда люди присутствуют дома, когда спят и т. д.
Читайте материал по теме: Какие умные вещи (не) нужны покупателям
Многих беспокоит сама мысль, что вещи отчитываются об их местоположении и перемещениях (поскольку они сообщают, где они находятся и что «видят» поблизости), тем более когда стало известно, что АНБ собирает и обрабатывает такие метаданные. Одни с радостью делятся такими сведениями (и, например, с помощью мобильного приложения находят друзей в толпе), а другие предпочли бы держать их при себе.
В интернете нас не очень-то беспокоили такие проблемы. Мы привыкли, что определенная часть личной информации становится общедоступной, и это казалось безобидным. Никто не переживал, если Facebook* или Google анализировали профиль пользователя и его активность, а затем подбирали ему рекламу по вкусу. Но в интернете вещей данные, производимые в совокупности всеми гаджетами, окажутся и более приватными, и более ценными для бизнеса, а поскольку они будут передаваться приборами без мониторов, то это означает, что изменится вся структура рекламы. Эти проблемы не делают интернет вещей нерешаемыми, но осложняют дело — и техническую его сторону, и социальную, и экономическую.
Читайте по теме:
- Пусть NASA займется делом
- Эпоха сверхспециализации
- Осознанность, эмпатия… Или чему может научить дизайн
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена