читайте также
Закрыть проект нелегко, тем более если вы ведете инновационный проект и ваша команда все еще страстно в него верит. Но и такой момент случается на пути инноватора, и, если удастся пройти его правильно, итоги будут позитивными для всех участников.
Представьте себе примерно такой разговор:
— Нужно поговорить, — приступает к делу она.
Чем этот разговор кончится, известно заранее, прикидываете вы, однако приклеиваете на лицо улыбку и отвечаете:
— Конечно. О чем же?
— Похоже, мы зашли в тупик, — говорит она. — Когда мы начинали, все казалось идеальным. Но теперь мы только и говорим, что о проблемах.
— Нам просто нужно больше времени, — парируете вы. — Мы прорвемся и выйдем из этого более сильными, чем прежде. Ты же помнишь, почему мы все это затеяли, с чего началось?
— Разумеется, — отвечает она. — Эта история — наша история. Когда я впервые услышала твое предложение, у меня мурашки по коже побежали, я поверила всей душой и сохранила веру тогда, шесть месяцев назад, когда ты попросил меня ждать и верить. И три месяца спустя — снова. Но настала пора взглянуть в лицо реальности. Мечта, в которую мы оба верили, — всего лишь иллюзия. Статистика не лжет. Подумай, сколько всего мы оба могли бы сделать вместо этого. У нас были славные времена, и я нисколько о них не сожалею.
— Но, — твердо завершает она, — время пришло.
И начинается процесс сворачивания проекта.
Инвестору стартапов не так тяжело, как его команде. Проект заканчивается сам собой, если заканчиваются деньги. Разумеется, инвесторам приходится проводить непростые переговоры о том, что пора сменить направление деятельности или заменить кого-то в штате, но никаких сомнений нет, когда пора ставить точку.
Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации
А внутри крупной организации ритм другой: стоит один раз санкционировать идею, и она живет своей жизнью. А поскольку срыв задания оборачивается неприятностями для всех, то все и упорствуют в продвижении того или иного гиблого дела.
Всякий раз, когда вы беретесь внедрять инновационный проект, нужно считаться с возможностью так и не достигнуть поставленных коммерческих целей. Чем новее идея, тем больше в ней предпосылок, которые могут сбыться, а могут и нет. Инструменты и техники, сложившиеся в последнее десятилетие, помогают оценивать эти предпосылки, к тому же существенно сократились расходы на тесты, поэтому теперь вы можете гораздо быстрее и эффективнее учиться на собственных ошибках, и все же то, что теоретически кажется хорошей идеей, может оказаться вовсе не столь прекрасным на практике. Клиенты редко поступают так, как от них ждут. Подтвержденные в лаборатории преимущества могут оказаться непригодными при попытке их масштабировать. Экономическая модель — само совершенство в виде табличке — на практике обернется уродством.
Не всякой идее суждено величие. И когда становится ясно, что с этой идеей вам не прорваться, не стоит продлевать мучения, напрасно лишая свою компанию сил и энергии, а организацию — денег и ресурсов.
Команде, внедряющей идею, трудно объективно отнестись в такой ситуации. В инновационном угаре реальную статистику толком не разглядишь. Каждому родителю известно, с каким пристрастием мы относимся тому, чему сами дали жизнь. И даже те, кто принимает решение, зачастую поддаются излучаемому командой энтузиазму.
Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней
Та не названная по имени руководительница, которая участвовала в вышеприведенном диалоге, сумела вполне правильно покончить с неудавшимся проектом. Возьмите на заметку три ключевых реплики:
- «Статистика не лжет». Гораздо легче расстаться с идеей, если вы с самого начала определили, как должен выглядеть успех и установили четкие правила, как и насколько долго вы готовы экспериментировать с неизвестными величинами. Пускаясь на эксперимент, мы не знаем наверняка, что получится, но у нас есть НАДЕЖДА — гипотеза, цель, предположение и план исполнения, который позволяет нам испробовать и оценить эти предположения. При наличии такого плана вам будет несложно провести, если придется, откровенный разговор о проекте.
- «Сколько всего мы оба могли бы сделать вместо этого». Цена упущенной возможности — вполне реальный убыток. Руководители никогда не рассматривают идеи изолированно, потому что сама по себе любая идея стоит того, чтобы ей заниматься. Но нужно понимать, что у компании имеются другие, более привлекательные проекты, на которые и следует направить ресурсы и усилия самой команды.
- «У нас были славные времена, и я нисколько о них не сожалею». При всякой попытке воплотить в жизнь инновацию, напоминает нам Рита Гюнтер Макграт, могут произойти две хорошие вещи. Вы можете добиться каких-то операционных или коммерческих преимуществ — или же вы научитесь тому, что поможет обрести такое преимущество в будущем. Вы приобретете знания о рынке или о технологии, или о том, как в вашей компании реализуется инновационный процесс. Может быть, коллектив узнает, как проводить определенный вид экспериментов, где искать нужных специалистов или с кем вообще не стоит связываться. Возьмите этот новый опыт на заметку и признайте его как ценное приобретение.
Убивать проект нелегко, но с этим дело обстоит, как и со всем прочим в человеческих отношениях: если осуществить этот процесс конструктивно, всем будет только польза. И это нужный шаг, который позволит вам направить время и внимание на новые идеи. Пусть страх конфронтации не помешает вам достичь этих позитивных итогов.
Читайте по теме:
- 5 устоявшихся стереотипов о пользе технологий
- Почему Германия опережает США в инновациях
- Изменит ли Facebook мир?
* деятельность на территории РФ запрещена