Знаете ли вы, чего не знаете? | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Знаете ли вы, чего
не знаете?

Просите объяснять трудные концепции, даже если считается, что в них все сумели разобраться.

Автор: Арт Маркман

Знаете ли вы, чего не знаете?

читайте также

Вперед и с пенсией

Батай Кристин,  Воу Хизер,  Ли Дин Мэри,  Сарджент Лейза

Почему на грубость сотрудников не обращают внимания

Джонатон Халбеслебен,  Дональд Клюмпер,  Мэттью Боулер,  Шеннон Тейлор

Неписаные правила: о чем не подумал Илон Маск

Карен Ниовитч Дэвис

Как убедить, не убеждая: три приема, которые помогут во время пандемии и не только

Джона Бергер

На самом деле не так уж вы много знаете, как вам кажется. Большинство людей не в состоянии объяснить, как функционируют хорошо им известные и якобы вполне понятные вещи.

Не верите? Возьмите любой предмет, которым вы пользуетесь повседневно, и попробуйте детально описать его устройство. Увидите — в ваших знаниях обнаружатся зияющие пробелы. В психологии этот когнитивный барьер именуется иллюзией глубокого понимания. То есть вы уверены, что до конца понимаете то, о чем имеете весьма смутное представление.

Каждый день мы пользуемся жаргоном, не отдавая себе отчета в значении этих псевдотерминов. Мы просто маскируем пробелы в своем знании, вставляем «умные слова» как «заполнители», придавая своим рассуждениям лоск и не вдумываясь в глубокий смысл.

Например, несколько лет назад я побывал на корпоративном собрании, где вице-президент настаивал на рационализации деловых практик в ближайшем году. Присутствовавшие в зале топ-менеджеры одобрительно кивали. А потом в кулуарах пустились обсуждать, что конкретно он подразумевает под рационализацией деловых практик. Ни один из кивавших в унисон деловых людей не мог толком объяснить, как именно эти практики рационализируются.

Другой, весьма печальный и известный пример таких пробелов и их последствий. Именно глубочайшим непониманием природы сложного финансового продукта отчасти был вызван ипотечный кризис и коллапс нескольких крупных инвестиционных банков в конце нулевых. Последние попросту не сумели уберечь себя от сопряженных с этим продуктом рисков, потому что лишь очень немногие (как среди трейдеров, так и среди тех, кто покупал эти «токсичные бумаги») до конца осознавали, чем именно они торгуют.

Вот те, кто понимал структуру этого продукта, в итоге и сделали высокие ставки против рынка, предъявив свопы на дефолт по кредиту. Многие компании, в том числе AIG, охотно продавали как можно большее количество таких партии свопов, то есть явно недооценивали степень рискованности продукта, который они взялись страховать.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Для инноватора любых масштабов жизненно важно прежде всего выявить пробелы в своих знаниях. Пробел, оставшийся без диагностики, грозит неполным пониманием проблемы, а значит, помешает найти наилучшее ее решение.

Чтобы выяснить, чего именно вы не понимаете, присмотритесь к работе учителя: все пробелы в знаниях приходится заполнять тому, кто берется объяснять что-то другим. Но нет необходимости ждать, пока вам подвернется дельный ученик — объясняйте все концепции самому себе по мере того, как вы их усваиваете.

Обзаведитесь привычкой учить самого себя. Попытка объяснить что-то вслух выявит пробелы в знаниях. Вы увидите, значения каких слов и смысл каких понятий остаются вам неясны.

Вовлекайте коллег в совместное обучение. Помогайте им выявлять пробелы в знаниях. Просите объяснять трудные концепции, даже если считается, что в них все сумели разобраться. Это поможет вам проработать новые идеи и выявить какие-то критически-важные аспекты, в которых ваши коллеги окажутся не так уж сильны.

Обнаружив их, не принимайте их за слабость или изъян — это наилучшая возможность чему-то научиться. Успешная инновация возможна лишь при условии, что и вы, и ваши сотрудники полноценно постигли проблему. И порой стоит найти пробел в своих знаниях, как появится и решение.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена