3D-печать возродит конгломераты | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

3D-печать
возродит конгломераты

Возможно, GE будет первой корпорацией, которая извлечет из этого выгоду.

Автор: Ричард Д’Авени

3D-печать возродит конгломераты

читайте также

Экономика истинных издержек

Риджвэй Рик,  Шуинар Ивон,  Эллисон Джиб

Работать с умом

Агарунов Дмитрий

Метавселенная в роли телевидения будущего

Сарвари Миклос

Как научить предпринимательству

Карл Шрамм

История конгломератов — по крайней мере, в США — знает свои взлеты и падения. В 60-е годы прошлого века их создание приветствовали, называя их бастионами виртуозного менеджмента. Используя дешевый капитал, они покупали, а затем улучшали многие семейные предприятия. Жесткая дисциплина, которую они привнесли в эти фирмы (управление которыми зачастую осуществляли достаточно небрежно), частично стала причиной послевоенного бума производительности. Сделав свое дело, они впали в немилость в 80-е и 90-е годы, когда в моду вошла узкая специализация. Если компания входила в конгломерат, то Уолл-стрит применяла к ее акциям своеобразный «понижающий коэффициент», исходя из убеждения, что диверсифицированным операциям труднее дать надежную оценку. Зачастую было нелегко увидеть подлинную синергию в разноотраслевых действиях и процессах. Мы видим, что недоверие к конгломератам дожило и до наших дней: недавно GE объявило о продаже на бирже свой «дочки», оказывающей финансовые услуги, а Honeywell также всерьез задумывается о выведении капитала из побочных проектов.

Однако из-за распространения 3D-печати промышленные конгломераты вскоре снова получат «путевку в жизнь». Как я рассказал в своей статье в майском номере HBR, один 3D-принтер может производить сегодня бензиновые насосы, а завтра — коленчатые валы. Гибкость данной технологии дает нам синергию там, где раньше ею и не пахло.

Возможно, GE будет первой корпорацией, которая извлечет из этого выгоду. Она остается промышленной компанией с высоким уровнем диверсификации, производя самую разную продукцию — от локомотивов до ультразвуковых сканеров. Компания вложила немалые средства в технологии 3D-печати, способные изготовить самые разнообразные изделия. GE уже объявила об открытии своего первого завода послойной 3D-печати в штате Алабама, который будет выпускать сопла для авиадвигателей. Возможно, однажды эта фабрика начнет выпускать детали для других подразделений GE. По мере развития технологий фирма могла бы переоборудовать этот и другие заводы в «печатные мастерские» широкого профиля, снабжающие все ее промышленные структуры.

Исторически крупные конгломераты вроде GE диверсифицировали риски, сочетая в своем портфолио цикличные и нецикличные бизнесы. Это позволяло им стабилизировать денежные потоки, чтобы покрыть большие фиксированные издержки, связанные с крупными инвестициями. Однако это не устраняло проблемы простаивающих мощностей предприятий, выпускавших однородную продукцию. Но в ближайшем будущем, если заказов на новые самолеты не будет, то завод в Алабаме может переключиться на детали для поездов, медицинского оборудования или любых других изделий компании, которые будут продаваться активнее. Ведь работа на полную мощность — зачастую ключевой момент в прибыльности промышленных предприятий.

Читайте материал по теме: Изменят ли 3D-принтеры традиционные модели производства?

Разумеется, гиганты вроде GE и Honeywell привлекают больше всего внимания, но в американской экономике также есть немало промышленных конгломератов среднего размера. Graco, Idex, Danaher и ITW специализируются на нишевых бизнесах в отраслях с достаточно низкой конкуренцией (олигополиях) и производят высокотехнологичные продукты с применением высококвалифицированного труда. У каждого бизнеса этих компаний имеются собственные специализированные производственные линии и сеть сбыта. Функций, общих для всей корпорации (например, бухгалтерия, персоналистика), не так уж много. Штаб-квартира организации осуществляет общий контроль, а также, как мне кажется, обеспечивает более эффективную оценку различных показателей, недоступную каждому подразделению в отдельности. Но синергии в этих структурах не уделяется достаточного внимания. Наоборот, топ-менеджмент конгломератов старается избегать слишком тесных связей между подразделениями, чтобы при возможности с легкостью выгодно продать любое из них.

3D-печать предоставляет этим группам еще больше выгоды. В настоящий момент они продают большую часть своих товаров за рубежом, но никакой из их бизнесов не вырос настолько, чтобы оправдать строительство специализированной фабрики в Европе или Азии для лучшего обслуживания этих рынков. Однако, объединенные под одной крышей, эти подразделения могли бы создать нужный объем для прибыльности заграничных «печатных станков». Эти региональные производственные комбинаты могли бы снизить транспортные издержки и валютные риски, одновременно обеспечивая более тесную связь с потребителями.

Читайте материал по теме: Как мне распечатали зубную коронку на 3D-принтере

Но большой вопрос заключается в том, сможет ли какой-либо из этих конгломератов среднего размера разработать собственную фабрику 3D-принтеров. Поскольку технология все еще находится в стадии развития, для этого им потребуется не только капитал, но и высокий уровень технической компетенции. Возможно, более реалистичен сценарий, когда на сцену выйдет крупный внешний производитель и скупит множество их подразделений. А любые руководители конгломератов, не захотевшие пойти по этому пути, вскоре почувствуют давление со стороны активных инвесторов, почуявших возможность создания новых товаров.

Скорее всего, все это произойдет в ближайшие несколько лет. Но в конце концов 3D-печать достигнет зрелости и получит повсеместное распространение на производстве. Везде будут одинаковые машины и каждая компания будет проходить одну и ту же кривую обучения в их освоении. Бизнесы перестанут полагаться на собственное производство и станут покупать услуги у независимых печатных комбинатов или фабрик.

В конце концов именно такова стандартная практика в печатной индустрии. Нет таких издателей, у которых были бы собственные производственные мощности — все они просто посылают готовые файлы каждой книги в топографию. Точно так же промышленные производители будут посылать свои цифровые файлы внешней фирме — специалисту по печати, которая будет так планировать свои продажи и производство, чтобы обеспечивать принтерам полную загрузку. Здесь напрашивается аналогия с компаниями, запускающими спутники на орбиту и продающими эфирное время на открытом рынке, чтобы каждая заинтересованная сторона не посылала бы в космос свой собственный аппарат.

Когда услуги 3D-печатных комбинатов и фабрик станут общедоступными на рынке, конгломераты утратят свои преимущества производственной синергии. Поработав над их возвышением, Уолл-стрит начнет снова бодро проповедовать специализацию и подталкивать их к разукрупнению. Для выживания конгломератам придется приспосабливать свои мощности к новому способу создания полезности.

Читайте материал по теме: Как 3D-печать изменит мир

Учитывая сложность экосистемы 3D-печати (огромное разнообразие технологий, материалов, мест размещения, скорости и других переменных), для оптимальных результатов участникам понадобится замысловатые ПО-платформы, объединяющие несколько компаний. Бывшие конгломераты окажутся в идеальном положении для создания подобных продуктов, поскольку они уже пройдут этот этап в своем внутреннем производстве. Только задумайтесь о том, сколько средств GE инвестирует в промышленный интернет с мощным ПО по управлению производством — например, Predix! (Оно помогает собирать информацию и быстро производить изменения в соответствии с рыночными показателями.)

У этих платформ будут те же конкурентные преимущества, что и у Amazon, Facebook и других цифровых гигантов, которые мы уже наблюдаем. Они будут «видеть» все события, происходящие в цепи создания полезности. Как я предположил в статье «3D-революция», они будут извлекать выгоду из самого ключевого ограниченного ресурса: информации о спросе потребителей и доступности мощностей.

В конце концов конгломераты — лишь инструмент управления. В каких-то контекстах они усиливают конкуретное преимущество. В других же, напротив, приводят к его ослаблению.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена